04.05.24, 11:16   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3049

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1728
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Методическая копилка

Главная» Файлы» » Разработки уроков

Урок литературы «Война есть противное человеческому естеству состояние» (По повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»)
[ Скачать с сервера(560.5 Kb) ] 05.06.14
Работая над темой «Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы», стараюсь совершенствовать структуру урока в зависимости от целей и темы, учитывая психологические особенности обучающихся. Так появилась идея проведения уроков на основе преемственности знаний обучающихся. Сначала разрабатывали и проводили уроки в соавторстве с учителем нашей школы Лисенковой Тамарой Петровной. Уроки на основе преемственности знаний требуют тщательной подготовки: организация групп обучающихся, составление памяток, вопросов, проведение консультаций. Но труд учителя компенсируется результативностью: уроки повышают интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, дают возможность переосмысливать оценку ранее изученного художественного и литературоведческого материала, вызывают потребность в чтении, воспитывают у школьников чувство коллективизма, ответственности, развивают творчество обучающихся, прививают им навыки исследовательской работы. А это особенно актуально в условиях реализации ФГОС.
Урок – анализ повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» - проводился в 8 и 9 классах с целью заострить внимание девятиклассников на теме и идее произведения (актуальность повести), а также развивать умение анализа художественного текста и приобретать навык работы в группах.
Основная форма деятельности обучающихся – работа в творческих разноуровневых (разновозрастных) группах на основе преемственности знаний обучающихся 8 – 9 классов.

Урок литературы
«Война есть противное человеческому естеству состояние»
(По повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»)

Цели урока: образовательные – обучение анализу художественного текста; углубление знаний обучающихся 9 класса об идее, композиции повести «Хаджи - Мурат»;
развивающие - развитие умения поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, навыков выразительного чтения, творческих способностей обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, стенды с рисунками обучающихся к повести, фотографиями «Часть его мира».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
В начале 20 века Л.Н.Толстого называли «учителем в жизни и искусстве». Но и сейчас наследие гениального художника продолжает поражать жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдёт в произведениях Льва Толстого ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит непонятное, а подчинится редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны, всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.
Лев Толстой прожил более восьмидесяти лет, он был свидетелем многих важных событий, принимал участие в нескольких войнах.

В произведениях писателя запечатлена русская жизнь почти за весь 19 и начало 20 века. Его творчество стало своеобразной правдивой летописью эпохи. Так, в повести «Хаджи – Мурат» отражены события Кавказской войны, участником которой являлся Лев Толстой.

2.Сообщение «литературоведа». Работа Л.Н.Толстого над повестью «Хаджи – Мурат».
3.Учитель: непокорность, умение отстоять свободу действий и жизнь всегда восхищали Толстого. И с особенной силой это мировосприятие воплотилось в повести, написанной на склоне лет. А толчком к созданию произведения послужил случай, описанный во вступлении к произведению.

Выборочное чтение наизусть вступления, на столах - распечатка отрывка.

Учитель: Так вводит Л.Толстой нас в своё произведение.
4. Вводный инструктаж (постановка цели урока).
Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа: вы читали повесть, писали отзыв; объединившись в творческие группы, являлись иллюстраторами, историками, литературоведами, чтецами, текстологами (на столах таблички с названием творческих групп, в составе которых от 4 до 7 человек, возглавляют группы учащиеся девятого класса). И мы надеемся, что наш разговор – анализ повести «Хаджи – Мурат» - будет глубоким и продуктивным. Нам предстоит определить тему повести, идею, композицию, поработать над системой художественных образов, поговорить о мастерстве писателя. По ходу анализа повести будем проводить словарную работу (плакат на доске).

5. Анализ повести. По мере анализа повести на компьютере составляется таблица – вывод.
а)Начнём работу с определения темы произведения. (Судьбы русских и горцев в Кавказской войне 19 века (1817 -1859)
б)Историческая справка введёт нас в курс событий Кавказской войны 19 века. Слово историкам.
в)Учитель: Чтобы лучше понять характер этой войны, надо сказать о Николае 1 и Шамиле, именно от них зависел исход затянувшейся войны. Выступление историков.
Учитель: Николай 1 и Шамиль – реальные исторические личности, им, как руководителям государств, от которых зависели судьбы народов, отводит Толстой в системе художественных образов повести особое место.
Слово текстологам.
Учитель: Л.Толстой сумел достоверно передать особенности характеров, поведения. Только человек, до мельчайших подробностей изучивший изображаемую эпоху, мог с такой достоверностью показать нам, читателям, образы Николая 1 и Шамиля, как и другие образы повести. Для этого писателю пришлось изучить 172 источника, что свидетельствует об исключительном напряжении автора в работе над историческим произведением.
Запись вывода

г) Слово литературоведов о композиции повести.
д) Учитель: Какова идея произведения? Чтобы яснее понять идею повести, продолжим работу над системой образов. Следующая группа персонажей – офицеры.
Слово текстологам.
Вывод: Чем меньше люди связаны казёнными нормами поведения, тем сильнее проявляются их человеческие качества.
е) Одно из центральных мест в повести занимает народ и солдаты. Какими изобразил их Толстой? Слово текстологам.
Вывод: Народ и солдаты – жертвы трагической бессмысленности войны.

ж) Особое отношение проявляется во время войны к детям, самое страшное, что несёт любая война – гибель детей.
Видеокадр: эпизод из фильма «Война и мир» «Гибель Пети Ростова».
Выразительное чтение эпизода «Смерть сына Садо».
Учитель: Гибнут дети – страдают матери, а ведь любая мать готова защитить своё дитя; оттого тяжелее потеря, что мать всегда в сердце хранит образ своего ребёнка. Мать…Женщина…
з) Слово текстологам: Женские образы в повести.
Учитель: Война не щадит никого: ни детей, ни стариков, ни женщин. Она калечит, уродует души и офицеров, и солдат, она сиротит крестьянские семьи. Показывая трагизм войны, Толстой говорит нам: «Надо сопротивляться, надо искать другие пути для решения национальных конфликтов».
Идея повести «Хаджи – Мурат»:
всё живое до последнего мгновения должно бороться за жизнь, сопротивляться тем силам, которые калечат, уродуют, убивают жизнь. Л.Толстой отрицает войну, утверждает жизнь, воспевает и защищает человека
и) Наиболее ярко идея произведения отразилась в образе Хаджи-
Мурата.
Слово текстологам.
Учитель: «Как бы он был бы хорош, если бы не этот обман» («обман веры»)-, говорит о своём герое писатель. Религиозный фанатизм ещё никому не принёс пользы, не сделал поистине счастливым никого, в этом можно убедиться, прочитав высказывания.
Нужно сказать и о поэтике души Хаджи – Мурата. Его любовь к народным песням и сказкам, речь, насыщенная пословицами и поговорками, говорят о близости к народу (что и отличало его от Шамиля), об авторитете среди простых горцев, о близости к природе. Даже в сцене гибели Хаджи – Мурата будто слышится музыка: это песня горца, мечтавшего о счастье и свободе, это песня человека, стремившегося к миру и любви, гордого и бесстрашного человека.
*Выразительное чтение сцены «Гибель Хаджи – Мурата» (Звучит песня на чеченском языке «Песня матери»)
*Вывод: Хаджи – Мурат – яркий, незаурядный человек. Сила жизни, свойственная герою, - сила сопротивления. Борется за свободу человека, за жизнь во всей полноте.

к) Учитель: на примере повести «Хаджи – Мурат»
можно сделать вывод и о мастерстве Толстого как художника слова

Итак, мы проанализировали повесть Л.Н.Толстого «Хаджи - Мурат» и пришли к следующим выводам (обобщение материала):

«Нет в мире такого писателя, который мог бы так написать. Нечто исключительно захватывающее по мастерству и технике. За четверть века не читал такого. А может, никогда не читал»,- сказал о повести Телешов. Мастерство Толстого вдохновляло и художников, и режиссёров: создана серия иллюстраций художником Е.Е.Лансере; существует немой фильм «Белый дьявол»; вышел на экраны в 1966 году фильм режиссёра Г.Данелия «Хаджи-Мурат», авторами сценария которого являются Р.Гамзатов и В.Огнев. Вдохновило мастерство писателя и вас. (Обращается внимание на стенд с рисунками учащихся-иллюстраторов)
*Вывод: Толстой убеждает нас всем произведением, что жизнь дана человеку не для разорения, опустошения, несчастий, а для жизни яркой, творческой, созидательной. Примером может служить жизнь самого Толстого. (Обращается внимание учащихся на стенд «Часть его мира», где помещены фотографии Л.Н.Толстого – любителя верховой езды, катания на коньках, велосипеде, шахматиста, теннисиста)
Но к голосу писателя человечество, к сожалению, не прислушивается, и в разных уголках планеты содрогается земля, гибнут взрослые и дети от рук изощрённых террористов. Писатель обращается к каждому живущему сегодня: «Война есть противное человеческому естеству состояние». Обращается к каждому, говоря: « Перестроится мир не извне, а изнутри. И потому вся энергия должна идти на внутреннюю работу».
*Слово политологам. Актуальность темы и идеи повести.
*Учитель: Война продолжается. Души калечатся. Мы живём, пренебрегая предупреждением Толстого. А ведь урок из его повести должны извлечь. Какой урок извлекли лично вы? Каково ваше мнение о произведении?
*Мнение 1 – 2 учащихся.
*Заключительное слово учителя. Рефлексия. Домашнее задание.
Главные оценки за работу-это ваши оценки произведению, т.е. ваше отношение к урокам Толстого. Мы предлагаем вам дописать работу «Первые впечатления о повести» (домашнее задание к уроку), задуматься ещё раз над повестью Толстого: помогли ли уроки понять произведение лучше, изменили ли вы своё мнение о книге Л.Толстого.
Категория: Разработки уроков| Добавил: Sara| Теги:
Просмотров: 4041 | Загрузок: 477 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

             Календарь

А что у нас новенького?

[03.05.24]
План работы МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова на май 2024 года(0)
[18.04.24]
Дополнения в Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова»(0)
[15.04.24]
Отчет о результатах самообследования МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова за 2023 год(0)
[29.03.24]
Изменения к Положению о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова»(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 04.05.24