Работая над темой «Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы», стараюсь совершенствовать структуру урока в зависимости от целей и темы, учитывая психологические особенности обучающихся. Так появилась идея проведения уроков на основе преемственности знаний обучающихся. Сначала разрабатывали и проводили уроки в соавторстве с учителем нашей школы Лисенковой Тамарой Петровной. Уроки на основе преемственности знаний требуют тщательной подготовки: организация групп обучающихся, составление памяток, вопросов, проведение консультаций. Но труд учителя компенсируется результативностью: уроки повышают интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, дают возможность переосмысливать оценку ранее изученного художественного и литературоведческого материала, вызывают потребность в чтении, воспитывают у школьников чувство коллективизма, ответственности, развивают творчество обучающихся, прививают им навыки исследовательской работы. А это особенно актуально в условиях реализации ФГОС. Урок – анализ повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» - проводился в 8 и 9 классах с целью заострить внимание девятиклассников на теме и идее произведения (актуальность повести), а также развивать умение анализа художественного текста и приобретать навык работы в группах. Основная форма деятельности обучающихся – работа в творческих разноуровневых (разновозрастных) группах на основе преемственности знаний обучающихся 8 – 9 классов.
Урок литературы «Война есть противное человеческому естеству состояние» (По повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»)
Цели урока: образовательные – обучение анализу художественного текста; углубление знаний обучающихся 9 класса об идее, композиции повести «Хаджи - Мурат»; развивающие - развитие умения поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, навыков выразительного чтения, творческих способностей обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, стенды с рисунками обучающихся к повести, фотографиями «Часть его мира».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. В начале 20 века Л.Н.Толстого называли «учителем в жизни и искусстве». Но и сейчас наследие гениального художника продолжает поражать жизненными и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдёт в произведениях Льва Толстого ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит непонятное, а подчинится редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны, всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях. Лев Толстой прожил более восьмидесяти лет, он был свидетелем многих важных событий, принимал участие в нескольких войнах.
В произведениях писателя запечатлена русская жизнь почти за весь 19 и начало 20 века. Его творчество стало своеобразной правдивой летописью эпохи. Так, в повести «Хаджи – Мурат» отражены события Кавказской войны, участником которой являлся Лев Толстой.
2.Сообщение «литературоведа». Работа Л.Н.Толстого над повестью «Хаджи – Мурат». 3.Учитель: непокорность, умение отстоять свободу действий и жизнь всегда восхищали Толстого. И с особенной силой это мировосприятие воплотилось в повести, написанной на склоне лет. А толчком к созданию произведения послужил случай, описанный во вступлении к произведению.
Выборочное чтение наизусть вступления, на столах - распечатка отрывка.
Учитель: Так вводит Л.Толстой нас в своё произведение. 4. Вводный инструктаж (постановка цели урока). Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа: вы читали повесть, писали отзыв; объединившись в творческие группы, являлись иллюстраторами, историками, литературоведами, чтецами, текстологами (на столах таблички с названием творческих групп, в составе которых от 4 до 7 человек, возглавляют группы учащиеся девятого класса). И мы надеемся, что наш разговор – анализ повести «Хаджи – Мурат» - будет глубоким и продуктивным. Нам предстоит определить тему повести, идею, композицию, поработать над системой художественных образов, поговорить о мастерстве писателя. По ходу анализа повести будем проводить словарную работу (плакат на доске).
5. Анализ повести. По мере анализа повести на компьютере составляется таблица – вывод. а)Начнём работу с определения темы произведения. (Судьбы русских и горцев в Кавказской войне 19 века (1817 -1859) б)Историческая справка введёт нас в курс событий Кавказской войны 19 века. Слово историкам. в)Учитель: Чтобы лучше понять характер этой войны, надо сказать о Николае 1 и Шамиле, именно от них зависел исход затянувшейся войны. Выступление историков. Учитель: Николай 1 и Шамиль – реальные исторические личности, им, как руководителям государств, от которых зависели судьбы народов, отводит Толстой в системе художественных образов повести особое место. Слово текстологам. Учитель: Л.Толстой сумел достоверно передать особенности характеров, поведения. Только человек, до мельчайших подробностей изучивший изображаемую эпоху, мог с такой достоверностью показать нам, читателям, образы Николая 1 и Шамиля, как и другие образы повести. Для этого писателю пришлось изучить 172 источника, что свидетельствует об исключительном напряжении автора в работе над историческим произведением. Запись вывода
г) Слово литературоведов о композиции повести. д) Учитель: Какова идея произведения? Чтобы яснее понять идею повести, продолжим работу над системой образов. Следующая группа персонажей – офицеры. Слово текстологам. Вывод: Чем меньше люди связаны казёнными нормами поведения, тем сильнее проявляются их человеческие качества. е) Одно из центральных мест в повести занимает народ и солдаты. Какими изобразил их Толстой? Слово текстологам. Вывод: Народ и солдаты – жертвы трагической бессмысленности войны.
ж) Особое отношение проявляется во время войны к детям, самое страшное, что несёт любая война – гибель детей. Видеокадр: эпизод из фильма «Война и мир» «Гибель Пети Ростова». Выразительное чтение эпизода «Смерть сына Садо». Учитель: Гибнут дети – страдают матери, а ведь любая мать готова защитить своё дитя; оттого тяжелее потеря, что мать всегда в сердце хранит образ своего ребёнка. Мать…Женщина… з) Слово текстологам: Женские образы в повести. Учитель: Война не щадит никого: ни детей, ни стариков, ни женщин. Она калечит, уродует души и офицеров, и солдат, она сиротит крестьянские семьи. Показывая трагизм войны, Толстой говорит нам: «Надо сопротивляться, надо искать другие пути для решения национальных конфликтов». Идея повести «Хаджи – Мурат»: всё живое до последнего мгновения должно бороться за жизнь, сопротивляться тем силам, которые калечат, уродуют, убивают жизнь. Л.Толстой отрицает войну, утверждает жизнь, воспевает и защищает человека и) Наиболее ярко идея произведения отразилась в образе Хаджи- Мурата. Слово текстологам. Учитель: «Как бы он был бы хорош, если бы не этот обман» («обман веры»)-, говорит о своём герое писатель. Религиозный фанатизм ещё никому не принёс пользы, не сделал поистине счастливым никого, в этом можно убедиться, прочитав высказывания. Нужно сказать и о поэтике души Хаджи – Мурата. Его любовь к народным песням и сказкам, речь, насыщенная пословицами и поговорками, говорят о близости к народу (что и отличало его от Шамиля), об авторитете среди простых горцев, о близости к природе. Даже в сцене гибели Хаджи – Мурата будто слышится музыка: это песня горца, мечтавшего о счастье и свободе, это песня человека, стремившегося к миру и любви, гордого и бесстрашного человека. *Выразительное чтение сцены «Гибель Хаджи – Мурата» (Звучит песня на чеченском языке «Песня матери») *Вывод: Хаджи – Мурат – яркий, незаурядный человек. Сила жизни, свойственная герою, - сила сопротивления. Борется за свободу человека, за жизнь во всей полноте.
к) Учитель: на примере повести «Хаджи – Мурат» можно сделать вывод и о мастерстве Толстого как художника слова
Итак, мы проанализировали повесть Л.Н.Толстого «Хаджи - Мурат» и пришли к следующим выводам (обобщение материала):
«Нет в мире такого писателя, который мог бы так написать. Нечто исключительно захватывающее по мастерству и технике. За четверть века не читал такого. А может, никогда не читал»,- сказал о повести Телешов. Мастерство Толстого вдохновляло и художников, и режиссёров: создана серия иллюстраций художником Е.Е.Лансере; существует немой фильм «Белый дьявол»; вышел на экраны в 1966 году фильм режиссёра Г.Данелия «Хаджи-Мурат», авторами сценария которого являются Р.Гамзатов и В.Огнев. Вдохновило мастерство писателя и вас. (Обращается внимание на стенд с рисунками учащихся-иллюстраторов) *Вывод: Толстой убеждает нас всем произведением, что жизнь дана человеку не для разорения, опустошения, несчастий, а для жизни яркой, творческой, созидательной. Примером может служить жизнь самого Толстого. (Обращается внимание учащихся на стенд «Часть его мира», где помещены фотографии Л.Н.Толстого – любителя верховой езды, катания на коньках, велосипеде, шахматиста, теннисиста) Но к голосу писателя человечество, к сожалению, не прислушивается, и в разных уголках планеты содрогается земля, гибнут взрослые и дети от рук изощрённых террористов. Писатель обращается к каждому живущему сегодня: «Война есть противное человеческому естеству состояние». Обращается к каждому, говоря: « Перестроится мир не извне, а изнутри. И потому вся энергия должна идти на внутреннюю работу». *Слово политологам. Актуальность темы и идеи повести. *Учитель: Война продолжается. Души калечатся. Мы живём, пренебрегая предупреждением Толстого. А ведь урок из его повести должны извлечь. Какой урок извлекли лично вы? Каково ваше мнение о произведении? *Мнение 1 – 2 учащихся. *Заключительное слово учителя. Рефлексия. Домашнее задание. Главные оценки за работу-это ваши оценки произведению, т.е. ваше отношение к урокам Толстого. Мы предлагаем вам дописать работу «Первые впечатления о повести» (домашнее задание к уроку), задуматься ещё раз над повестью Толстого: помогли ли уроки понять произведение лучше, изменили ли вы своё мнение о книге Л.Толстого.