Очень часто учителя слышат от родителей:
«Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы.
Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает,
говорит, что ничего не задано...»
В чём тут дело?
Причин может быть несколько.
Во-первых: если ваш ребёнок отказывается заниматься каким-нибудь
одним предметом, например русским языком, скорее всего он испытывает
объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Чем быстрее
вы выясните, что непонятно ребёнку, где у него пробелы, чем быстрее устраните
их с помощью дополнительных занятий, тем легче он справится со своими
отрицательными эмоциями по отношению к данному предмету. Помните: школьнику
нравятся те учебные предметы, которые доступны для его понимания. Поэтому ваша
задача — не допускать никаких пробелов в знаниях!
Во-вторых: иногда причиной отказа от выполнения домашних заданий
является страх неудачи. Не всё получается в школе, дома мама постоянно ругается
и кричит — страх мешает сосредоточиться, и от этого получается ещё хуже.
Школьник на грани отчаяния, на грани нервного срыва. В такой ситуации ваша
задача — не скупиться на любовь, запастись терпением. Помогайте сыну или дочери
готовить уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов, чтобы ребёнок обрёл
уверенность в своих силах.
В-третьих: некоторые дети, не садясь за уроки, тем самым
пытаются привлечь к себе внимание родителей. Таким детям не хватает вашей
любви. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что плохие отметки,
непослушание — это способ вызвать беспокойство взрослых. Тут угрозы и наказания
бесполезны. Обратите на своего ребёнка внимание, окружите его теплом и заботой,
даже если вам кажется, что он получает их с лихвой.
В-четвёртых: обыкновенная лень, отсутствие чувства ответственности.
Очень важно внушить ребёнку, что приготовление уроков — это его обязанность,
даже, можно сказать, работа, что он учится не для мамы с папой, а для себя.
Пусть несколько раз сходит в школу с невыполненным домашним заданием,
почувствует последствия собственной безответственности. Это гораздо
эффективнее, чем вы по сто раз в день будете напоминать школьнику про уроки.
Жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы»: да, домашние
задания — это дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет, но за
двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать школьника
каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется
невыгодным.