Очень часто учителя слышат от родителей: «Ребёнка не заставить сесть за уроки. Каждый день из-за этого скандалы, слёзы. Во время выполнения домашних заданий он часто отвлекается, иногда обманывает, говорит, что ничего не задано...»
В чём тут дело?
Причин может быть несколько.
Во-первых: если ваш ребёнок отказывается заниматься каким-нибудь одним предметом, например русским языком, скорее всего он испытывает объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Чем быстрее вы выясните, что непонятно ребёнку, где у него пробелы, чем быстрее устраните их с помощью дополнительных занятий, тем легче он справится со своими отрицательными эмоциями по отношению к данному предмету. Помните: школьнику нравятся те учебные предметы, которые доступны для его понимания. Поэтому ваша задача — не допускать никаких пробелов в знаниях!
Во-вторых: иногда причиной отказа от выполнения домашних заданий является страх неудачи. Не всё получается в школе, дома мама постоянно ругается и кричит — страх мешает сосредоточиться, и от этого получается ещё хуже. Школьник на грани отчаяния, на грани нервного срыва. В такой ситуации ваша задача — не скупиться на любовь, запастись терпением. Помогайте сыну или дочери готовить уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов, чтобы ребёнок обрёл уверенность в своих силах.
В-третьих: некоторые дети, не садясь за уроки, тем самым пытаются привлечь к себе внимание родителей. Таким детям не хватает вашей любви. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что плохие отметки, непослушание — это способ вызвать беспокойство взрослых. Тут угрозы и наказания бесполезны. Обратите на своего ребёнка внимание, окружите его теплом и заботой, даже если вам кажется, что он получает их с лихвой.
В-четвёртых: обыкновенная лень, отсутствие чувства ответственности. Очень важно внушить ребёнку, что приготовление уроков — это его обязанность, даже, можно сказать, работа, что он учится не для мамы с папой, а для себя. Пусть несколько раз сходит в школу с невыполненным домашним заданием, почувствует последствия собственной безответственности. Это гораздо эффективнее, чем вы по сто раз в день будете напоминать школьнику про уроки. Жёстко придерживайтесь принципа «единственной альтернативы»: да, домашние задания — это дело ребёнка, и он волен выбирать, готовить их или нет, но за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать школьника каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным.