Официальный сайт школы №1 им. А.С. Попова г. Удомли - Профилактика экзаменационного стресса
 
          19.04.24, 21:06   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3047

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1726
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Профилактика экзаменационного стресса



Семь шагов к успешной сдаче экзаменов

Экзамен – сложная пора не только для детей-выпускников, но и для родителей.

Это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Стресс возникает не только при нагрузке, но и при  отсутствии её.

Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.

Уважаемые родители!

Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность  – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,
собраться с мыслями, знаниями  и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет, глубоко вдохнуть и  немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным.

Эти тревожные моменты для родителей уже давно позади, теперь вашим детям предстоит преодолеть их.

Давайте попробуем выстроить основные шаги к успешной сдаче экзаменов:

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.

Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно: «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя  человеком.

Второй шаг: доброжелательные взаимоотношения с ребенком (особенно в напряженные и волнительные периоды жизни) – «Быть рядом!»

Чтобы избежать излишней напряженности в отношениях с ребенком, ВАМ, родители, нужно:

-  поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется  это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем

(во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке).

- Прямо говорите ребенку о том, что он любим, независимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения и нотации ("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять, делай то-то…").

Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что-то плохое должно случиться.  Это естественное, обычное состояние человека в сложной,  незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди.

Третий шаг: научитесь владеть своими эмоциями (и родители, и дети). Правильное реагирование на стресс – залог успеха!

3 фазы реагирования на стресс:

-1 реакция – тревога (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).

-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)

-3 реакция – истощение (после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению)

Развивайте умение отслеживать у себя появление напряженности и возникновение стресса

Признаки стрессового напряжения:

·         Невозможность сосредоточиться на чем-то

·         Слишком частые ошибки (не характерные для этого человека)

·         Ухудшение памяти, внимания.

·         Слишком часто возникают чувство усталости.

·         Очень быстрая речь, быстрая ходьба

·         Мысли часто «улетучиваются»

·         Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)

·         Повышенная возбудимость и раздражительность

·         Появление агрессивности, конфликтности

·         Проявление нетерпеливости, нервозности

·         Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)

·         Потеря чувства юмора

·         Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений

·         Появление чувства душевного опустошения

·         Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)

·         Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность

·         Отрицательное отношение к жизни

Шаг четвертый: Предугадывание успешности или неуспешности

В любом деле есть два исхода – либо успешное окончание, либо неуспешное. В любом случае – это результат, к которому необходимо относиться серьезно. Даже если что-либо не получилось – важно проанализировать – почему не получилось, что или кто помешали успешному завершению дела, как нужно поступать и нужно еще сделать, чтобы добиться хорошего результата.

Необходимо знать, что экзамен либо сдашь и получишь достаточно проходных баллов для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения, либо не сдашь и не наберешь необходимого количества баллов. Так или иначе – это результат подготовки к экзаменам, это уровень освоения учебного материала, это отношение к самому экзамену.

Поэтому важно заранее готовиться к сдаче экзаменов, а не за одну-две недели!

Проблемы на экзаменах.

К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы.

Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой.

Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации.

Проблема заключается в следующем:

Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью, предписанной всем.

Встает двойная необходимость:

1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах.

2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию.

Вывод: Решение возникшей двойной задачи требует от подростка принятия на себя ответственности за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития.

1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.

Создание условий успеха для подростков:

- Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,

- Возможные стратегии выбора,

- Способствование повышению уверенности в своих силах,

- Укрепление чувства собственного достоинства,

- Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

Шаг пятый: Что делать? Как быть?

Как хорошо, когда все проблемы ребенок обсуждает и пытается решить вместе с родителями!

Родители – самые близкие люди, которые безусловно любят своих детей, которые никогда не будут лгать и лицемерить, к которым просто необходимо обращаться в трудные и ответственные минуты!

Родители, помните, ВЫ всегда можете помочь своему ребенку! Выслушивайте своего ребенка, поддерживайте его, радуйтесь его успехам и анализируйте его неудачи, пробуйте разные способы преодоления трудностей ВМЕСТЕ!

При нарастании стресса у ребенка, ВЫ можете предложить ему следующие рекомендации.

Рекомендации по преодолению стресса:

·         Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.

·         Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.

·         Стараться высыпаться и правильно питаться

·         Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)

·         Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания
(новости, комплименты, хорошие дела).

·         Можно поплакать, и в этом нет ничего плохого

·         Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).

·         Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.

·         Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.

·         Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

Шаг шестой: Внимательность и наблюдательность!

Родителям важно внимательно относиться к своим детям!

Родителям важно быть внимательными и замечать любые эмоциональные изменения в поведении ребенка. Замечать когда ребенку весело и хорошо, интересоваться почему и по каким причинам ему хорошо. Не менее важно отмечать, когда ребенок грустный, раздражительный, в подавленном состоянии, замкнут, неразгорорчив или агрессивен и озлоблен. Важно интересоваться его настроением не от случая к случаю, а РЕГУЛЯРНО, ПОСТОЯННО. Причем делая это откровенно и заинтересованно, проявляя самые добрые намерения и свою личную эмоциональность!

Дети это оценят!

Если вы заметили, что ребенок изменился, стал не таким как обычно, попробуйте проследить у него признаки психологической усталости.

Психологическая усталость и ее преодоление

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

·         Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор, доверительная беседа

·         Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов, рисования, слушания музыки  и т.д.

·         Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы

·         Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)

·         Выработка в организме активных психогормональных  веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют   орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит  капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища, богатая белками – мясо и рыба.

Сахар  совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в которых он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частности перед экзаменом. Врач подскажет, по какой схеме принимать его.   Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

Поиск по сайту

             Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

А что у нас новенького?

[18.04.24]
Дополнения в Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова»(0)
[15.04.24]
Отчет о результатах самообследования МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова за 2023 год(0)
[29.03.24]
Изменения к Положению о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова»(0)
[29.03.24]
План работы МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова на апрель 2024 года(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 19.04.24