29.04.24, 00:23   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3049

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1728
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Каталог статей

Главная» Статьи» » Памятки, Рекомендации

Рекомендации учителям русского языка и литературы, готовящим обучающихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Изложение – традиционный  вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Сжатое изложение является одним из самых сложных заданий Государственной итоговой аттестации,   которое показывает, насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нём  существенное.

Экзамен по русскому языку в IX классе – это сосредоточенная, интенсивная работа в течение 240 минут, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы  ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом.

Какие же тексты следует использовать  в качестве тренировочных к сдаче ГИА?

Во-первых, лучше, если они будут научно-популярные или публицистические. Художественные тексты сокращать труднее, поскольку слово в них многозначно, стиль при сжатии не сохраняется, а значит, надо придумывать специальные формулировки, отсутствующие в исходном тексте, чтобы передать авторское отношение.

Во-вторых, они должны быть информативны и содержать четыре-пять связанных  между собой, но разных мыслей или развёрнутых пояснений, примеров (то, что мы называем микротемами). Это свойство присуще далеко не всем текстам.

В - третьих, предпочтительнее такие тексты, которые хоть в какой-то степени  отвечают интересам подростков, имеют отношение  к их жизни, не отталкивают навязчивым и унылым дидактизмом или патетикой.

В-четвёртых, тексты для сжатых изложений должны быть такими, чтобы девятиклассник их мог понять на слух, но при этом для понимания требовалось бы умственное напряжение.  Невозможно толково пересказать непонятное, но почти столь же трудно  пересказать то, что и так всем известно, само собой разумеется. Это, в частности, касается и лексики: она не должна быть слишком простой, примитивной; перегружать текст терминами, трудными, книжными словами недопустимо.

В-пятых, тренировочные тексты должны быть примерно такого же объёма, что и экзаменационные, то есть включать 250-290  слов. При сокращении в хорошей ученической работе окажется чуть больше 90 слов, то есть вдвое - втрое меньше, чем в исходном тексте

При написании сжатого изложения проверяются следующие основные умения:

- умение слушать;

- умение обрабатывать воспринятую информацию, выделять в ней главное;

- умение письменно передать обработанную информацию.

 

Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой  адекватно воспроизводится основное  содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного  текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.

Приёмы сжатия исходного текста

  1. I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную;  исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена:

а) замена однородных членов обобщающим наименованием;

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение  фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий  в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания;  заниматься  изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена.

 

Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное, обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями.

Мы рекомендуем  изучить с учениками

Алгоритм работы над изложением.

I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

  1. II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.
  2. III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки  дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.
  3. IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём,  и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени  сокращения и получить рекомендуемый объём изложения. Напомним: если в исходном тексте около 250 слов, то в ученической работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.
  4. V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно -пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.
    1. VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

Новая форма государственной аттестации по русскому языку за курс основной школы преемственно и перспективно связана с экзаменом в XI классе и может быть названа «малым ЕГЭ». Мы желаем вам успехов в подготовке учеников  к экзамену, а вашим ученикам - ни пуха ни пера!

 Н.С. Венглинская, методист МОУДО «ИМЦ»
 

Рекомендуемая литература.

  1. Степанова, Л.С.  Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах : основные проблемы и пути их решения / Л.С. Степанова // Русский язык в школе. - 2009. -№ 3.
  2. Степанова, Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы : Учебное пособие /Л.С. Степанова. - М., 2005.
  3. Пулямина, Л.М. Подготовка к сжатому изложению / Л.М. Пулямина // Русский язык. -  2010. - № 23.

4. Махонина, М.Н. Сборники контрольно-тренировочных и текстовых заданий : Русский язык.

5,6,7,8,9. 10-11 кл.  / М.Н. Махонина, Н.М. Девятова. – М.: Интеллект-центр, 2010.

5. Цыбулько, И.П. Русский язык : Решение сложных заданий / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева и

др. - М. : Интеллект-центр, 2010.

6. Хаустова, Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в IX классе / Д.А.

Источник: И-МЦ г. Новомосковска

Хаустова // Русский язык в школе. - 2010. - № 1.

7. Пахнова, Т.М. Русский язык : интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом /

Т.М. Пахнова. - М. : Дрофа, 2009.

8. Сидорова, Г.А. Об одном из приёмов сжатия текста / Г.А. Сидорова // Русский язык в школе. - 2010. - № 1.

9. Куманяева, Н.Е. Тексты и задания для подготовки к ГИА / Н.Е. Куманяева // Русский язык в школе. - 2010. -  № 11.

10. Пахнова, Т.М. Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в IX классе / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. – 2010. -  № 2,3.

11.  Добротина, И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста / И.Н.

Добротина // Русский язык в школе. - 2007. - № 4 ; 2009. - № 3.

12. Волкова, А.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе : методика и практика /

А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е.А. Шувалова // Русский язык. - 2010. –

№ 16, 17.

13. Пахнова, Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2010. - № 1.


Источник:
http://www.imc-new.com/index.php/summaryatt/169-recommendation-teachrus
Категория: Памятки, Рекомендации| Добавил: Admin(04.06.12) W
Просмотров: 3989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

             Календарь

А что у нас новенького?

[18.04.24]
Дополнения в Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова»(0)
[15.04.24]
Отчет о результатах самообследования МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова за 2023 год(0)
[29.03.24]
Изменения к Положению о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова»(0)
[29.03.24]
План работы МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова на апрель 2024 года(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 29.04.24