|
Советы психологаСоветы психолога Психологическая подготовка к экзаменам (презентация школьного психолога Нурматовой Юлии Владимировны) Профилактика экзаменационного стресса Как лучше подготовиться к экзаменам Ряд основных правил, которые помогут добиться успеха в учебе
Источник материала: http://kop.ru/pam.html 1.КАК СЛУШАТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. •
Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти
усваивается 90% знаний. Сведения, получаемые с помощью зрения и слуха,
обеспечивают слаженную работу зрительной и слуховой памяти. • Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Вопрос говорит об активности мышления. В случае сомнения не бойтесь обратиться к учителю. 2. ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ. • Поставь цель запомнить надолго. • Прочитав, прежде всего, обдумай текст, выдели трудные места и пойми их. Затем отметь главную мысль данной статьи или параграфа. •
Мысленно разбейте текст на части. Установите логическую связь между ними. • Формулировки и правила повторяйте без изменений, остальной текст пересказывайте своими словами. • Заучивайте не числом повторений, а умением повторять. Не заглядывайте без нужды в текст, старайтесь воспроизвести его по памяти. • После работы над частями пересказать весь текст. 3. ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ. • Внимательно прочитай предложение. • Запомни написание всех слов. • Записывай его, диктуя себе. • Сверь списанное с текстом. 4. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ. • Вспомни рассказанное учителем на уроке. • Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарём. • Читай внимательно и старайся запомнить основное. • Для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия и имена. • Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное. • Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются. • Расскажи прочитанное про себя и вслух. • Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и перескажи по нему. • Запомни план. 5. ПРАВИЛО БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ. •
При заучивании отрывка прозы, цитаты: прочти и пойми содержание, смысл, прочти
повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст
раздели на смысловые части, прочитай и, закрыв текст, рассказывай про себя или
вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью; перед уроком снова
перескажи с учебником в руках. • При заучивании правил, определений, законов, продумай смысл правила, определения, закона; сравни с известными тебе правилами, определениями; подбери пример; прочитай медленно, два-три раза, расскажи; заглядывая в книгу, расскажи без книги. 6. СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ. • Составь план. • По первому пункту плана и первой части рассказа выделить дополнительные важные мысли (2-3 предложения). • То же сделать по другим частям рассказа. • Пересказать рассказ, используя план. • Проверь себя (попытайся сделать рассказ понятнее и короче). 7. ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ. • Составь план. • Читай рассказ по частям; составить мысленно картины по его содержанию. • Пересказать каждую часть по плану и картине (при затруднениях можно заглянуть в книгу). • Самоконтроль (пересказать подробно рассказ в целом при закрытой книге). 8. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАССКАЗА. ПОРЯДОК РАБОТЫ. • Прочитай рассказ (наметь его части). • Раздели его на части (одна часть отличается от другой содержанием). • Прочитай первую часть, выделяя в ней главное. • Озаглавь эти части (нужно выразить эту часть одним словом или предложением). • То же (3, 4 пункты) проделать с другими частями рассказа. • Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, отражает ли он и поможет ли вспомнить содержание текста). Посмотреть для этого ещё раз рассказ. 9. КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ. • Садясь учить урок, постарайся сосредоточиться на этой работе, не отвлекайся посторонними вещами (не слушай радио, разговоры посторонних). • Старайся усвоить урок так, чтобы запомнить его навсегда, а не только к завтрашнему ответу. • Положив перед собой книгу, постарайся как можно полнее припомнить рассказ учителя. Потом медленно и вдумчиво прочитай статью учебника. Читая, старайся всё понять, каждое слово. Прочитав один раз, выдели самое основное, главное в этой статье. Основное лучше записать в виде краткого плана. Потом прочти ещё раз статью. Если статья большая или состоит из самостоятельных разделов, то можно прочитать её по частям, но никогда нельзя делить статью на случайные отрывки. Каждый отрывок должен быть лексически закончен. • Если чувствуешь, что урок выучен, проверь себя. Закрой книгу и постарайся пересказать. Если рассказ идёт гладко, урок выучен. • Выпиши даты в хронологическую таблицу. • Подумай, как связать выученный урок с пройденным ранее материалом. • Вспомни, что ты читал по этой теме в литературе или смотрел в кино и в театре. • Очень полезно утром, перед приходом в школу хотя бы бегло просмотреть выученный урок. ЧТОБЫ УСВОИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ПРОЧИТАННЫЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМО ВЕСТИ ЗАПИСИ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ: ПЛАН - отражает круг вопросов, затронутых автором в произведении, но не раскрывает их. КРАТКИЙ ТЕЗИС – формулирует основное содержание прочитанного, передавая то, о чём говорится и что говорится о том или ином лице, событии, предмете, без доказательств основного положения. Распространённый тезис разъясняет кратко сформулированное основное положение. Тезисы следует нумеровать. ВЫПИСКИ - При изучении материала можно выписывать наиболее важные места текста, цитаты, отдельные факты, даты. Выписки делаются в тетради или на отдельных листочках (карточках). На каждой карточке рекомендуется записывать только один ответ на вопрос. После того, как сделаны выписки из нескольких источников, карточки группируются по отдельным вопросам в определённой последовательности. КОНСПЕКТ 10. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПИСЬМЕННЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. • Внимательно прочитать задание и уяснить его. • Прочитать текст упражнения, повторить грамматические правила, необходимые для его выполнения, а затем уже приступить к самому выполнению; точно выполнить все требования, которые содержатся в условии упражнения. 11. КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ. Одним из требований, которые предъявляются ученикам при изучении физики, истории, химии, биологии, литературы, является умение писать рефераты. РЕФЕРАТ - ИЗЛОЖЕНИЕ СУЩНОСТИ КАКОГО-ЛИБО ВОПРОСА Для написания реферата необходимо: • Подобрать литературу по теме, используя систематический каталог в библиотеке. • Прочитать отобранные книги и постараться разобраться в сущности вопроса. • Если ты не всё понял из прочитанного, обратись за помощью к учителю. • Составь план реферата, подумай об объёме реферата. • Покажи план учителю. • Написать реферат и хорошо оформить его. 12. ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ ПЬЕСЕ ИЛИ ФИЛЬМЕ. • Расскажите содержание пьесы или фильма. • Какие эпизоды особенно интересны? • Какие персонажи вам понравились? • Какие герои не понравились? • Что говорит автор зрителям своим фильмом или пьесой? • Какие чувства вызвали пьеса или фильм? • Ваши замечания об игре актёров. • Отзыв о пьесе или фильме пишется от первого лица. 13. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ. • Закончив работу над рекомендуемой литературой, начинай готовить выступление. • Подумай, чтобы в твоём выступлении была обоснованность рассуждения – доказательность мысли. • Помни, что доказательство имеет три элемента: - тезис (то, что доказывается), - аргументы (то, с помощью чего ведётся доказательство), - логическая (смысловая) связь между тезисом и аргументами. Выдели тезис. Продумай аргументы и смысловую связь между ними. МЕТОД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ДИСКУССИЯ. Выступай кратко, чётко, по существу вопроса. Излагая мысль, определи, какой метод ты изберешь: можно идти от фактов к тезису (от частного к общему), либо от тезиса к фактам (выдвижение и подтверждение его фактами). Пользуйся аналогией: умей провести параллель, сравнить события, факты, опереться на исторический опыт.
• Прочитай вопросы. • Прочитай рассказ. • Найди ответ на каждый вопрос в Т Е К С Т Е. • Проверь себя (ответь про себя на все вопросы, не глядя в текст).
• Прочитай рассказ (внимательно, не торопясь, несколько раз). • Представь одну или несколько картин по содержанию прочитанного текста. • Перескажи (представляя картины, заглядывая в книгу). Подготовка к экзамену 1. Сначала подготовьте место для занятий:
уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, тетради,
бумаги, карандаши и т.п. Важно, чтобы никто не мешал. Можно ввести в интерьер
комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную
активность. 2.
Составьте план занятий. Для начала определи: кто ты – сова или
жаворонок, и в зависимости от этого максимально используй утренние и вечерние
часы. Совместно составьте план подготовки на каждый день. Не вообще «немного
позанимаюсь», а какие разделы именно и темы. 3.
Родителям необходимо сделать упор на том, что не имеет смысла
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты
и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические
выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет,
покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения
можно выписывать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью,
на кухне. 4.
Начать необходимо с самого трудного. Но если трудно раскачаться, то
можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен.
Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. 5.
Необходимо контролировать режим подготовки, не допускать перегрузок,
объяснять, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом. Примерно 40
минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду,
полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Нежелательно смотреть телевизор,
читать интересную книгу, т.к. однородная информация и более эмоционально
насыщенная «перебьет» нужную. 6.
Обратите внимание на питание. Во время интенсивного умственного напряжения
ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс
витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу
головного мозга.
7.
Родителям нельзя повышать тревожность ребенка накануне экзаменов – это
может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда
передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями,
то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». |
|