Не
придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду
вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не
забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир,
поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не
защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не
обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться
получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много
внимания.
Не
пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не
будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать
информацию на стороне.
Никогда
даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетным мои
попытки сравняться с вами.
Относитесь
ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим
другом.
И
самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же.
Памятка родителям от учителя
1.Только вместе со школой можно добиться желаемых
результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг
вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе
учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии
детей.
Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.
2.Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте:
«Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке,
отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи,
постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
3.Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и
оказывайте разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть
муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное –
возбуждать интерес к учению.
4.Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то,
чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои
примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
5.Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех
касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
6.Старайтесь выслушать рассказы ребенка (о себе, товарищах,
школе) до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность
детей.
7.Старайтесь заинтересовать ребенка художественной
литературой, внушая истину «много будешь читать – много будешь знать».
8.Обязательно оказывайте посильную помощь школе.
Памятка родителям от психолога
1.
Ребенок не совсем готов к тому, что ему
со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан»;
2.
Его работоспособность 15-20 минут,
затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
3.
Ему непривычно будет «быть одним из
многих»;
4.
Он будет более подвержен заболеваниям;
5.
Ему обязательно будут нужны свежий
воздух после занятий и движение;
6.
Для того, чтобы ему спокойнее было
первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в
школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.;
7.
Старайтесь сделать в выходные что-то
интересное вместе с ребенком и для ребенка;
8. Ребенку нужны положительные эмоции;
9.
Не забывайте заглядывать в портфель
своего ребенка;
10. Постарайтесь заранее научить ребенка открывать дверной
замок, предупредив об осторожности;
11. Заранее научите аккуратно вешать школьную одежду на вешалку
и переодеваться в домашнюю;
12. Берегите психику ребенка;
13. Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок
придет из школы чрезмерно возбужденным, надо спокойно выяснить что произошло;
14. Не забывайте о школьных праздниках, ребенку будет обидно,
если вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете новогодний костюм;
15. Ребенок ждет от вас похвалы, даже в мелочах, старайтесь
разделить вместе с ним его радости;
16. Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и
умеющим;
17. Самое главное для ребенка-школьника – это понимание, любовь,
доверие, забота.
Откуда приходят двойки?
К обучению в первом
классе готовятся и родители, и дети. Понятно, что уровень подготовки не может
быть у всех одинаковый. Учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому
первокласснику, консультируют родителей по вопросам обучения, советуют, как лучше
составить распорядок дня. Как правило, если небольшие трудности с чтением,
письмом или математикой возникают, то к концу первого полугодия ошибок
становится заметно меньше, почерк улучшается, ребенок уже сам решает примеры и
задачи.
Однако если количество ошибок возрастает и никак не удается
правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остается на низком уровне,
то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные
переживания, его ругают и в школе, и дома. Как следствие трудностей в обучении
и снижения познавательной активности появляются двойки.
Всегда ли неудовлетворительная оценка - это результат недоработки
родителей, самого ученика или педагога? Как показывает практика, существует
такие нарушения в письме, чтении или математике, которые можно преодолеть, если
своевременно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и др.
Главное, своевременно определить характер этих нарушений. Ниже мы рассмотрим
некоторые виды ошибок, которые носят "непедагогический" характер. Так
откуда приходят двойки?
Дверь первая: в первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на
то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках "грязь". Эти проблемы
иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы
"встают" на строчку. А если не помогают педагогические приемы, если,
несмотря на старания учителей и родителей, ученик не может писать
аккуратно?
На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это
связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между
движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее
"перешифровка" звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В
дальнейшем ребенок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а
затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке
необходимую траекторию.
Становится понятным, что если глаза "не руководят"
рукой, если, например, пишущий поднимает плечи и напрягает руку, то
формирование аккуратного почерка будет затруднено.
Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, необходима консультация
психолога и логопеда. При необходимости назначается комплекс упражнений,
который проводится специалистом.
Дверь вторая: в письменных работах появляются ошибки, которые невозможно
объяснить с точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их
или, наоборот, добавляет лишние.
Пропуск букв связан с тем, что ребенок не выделяет в слове все звуковые
компоненты, т.е. не владеет звуковым анализом слова: "снки"
вместо "санки", "кичат" вместо "кричат".
Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в
слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: "двор"
пишется как "довр", "брат" как "барт".
Количество слогов при этом может сохраняться: "ковром" -
"корвом".
Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: "девочика"
вместо "девочка". Это можно объяснить тем, что ребенок при
написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.
Также встречается ошибочное двойное написание, когда в
словах, начинающихся с прописной буквы, пишется такая же, но уже строчная: Рручей,
Оосень. Эти ошибки - результат механического закрепления графо-моторных
навыков, к которому приводят письменные упражнения в некоторых прописях, где
образцы букв предлагаются в виде: Рр, Нн...
Смешение букв, которое указывает на то, что пишущий выделил в составе слова
определенный звук, но подобрал для него другую букву: "долстое
(толстое) бревно", "зказка(сказка)", "ковта (кофта)",
"пцицы (птицы)".
Дверь третья: нарушения письма, чтения и математических операций могут быть
связаны и со своеобразием формирования неречевых функций:
·
процесса латерализации (выделение ведущей руки, ноги, глаза и уха,
которые могут быть сформированы в различных комбинациях);
·
пространственных и временных ориентировок (представления о
расположении в пространстве предметов, символов, ощущения собственного тела,
понимание временной последовательности, например, "раньше - позже"); двигательных функций руки;
·
слухо-моторных координаций (анализ на слух неречевых звуков -
стук, хлопки, а также воспроизведение ритма на слух), т.е. несформированность
четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.
Для того, чтобы помочь таким ученикам, нужно проконсультироваться
у специалистов. Они подберут необходимые коррекционно-развивающие упражнений.
Дверь четвертая: особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Как показывает
практика психологического консультирования, школьник может испытывать
эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания
неуспеха. Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие
"дисциплинарных" мер может оказаться чересчур сильным. Вместо того,
чтобы мобилизовать активность, оно наоборот снижает самооценку до критического
уровня.
Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям
взрослых, оценка, поставленная "для профилактики", возможно, окажется
стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.
Создание педагогом или родителем ситуации "сегодня у тебя
получается лучше, чем вчера" всегда поднимает самооценку ребенка, придает
уверенность в своих силах.
В заключение хотелось бы отметить, что многие школьные
проблемы удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов.
На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений
родителей за консультациями увеличилось. Если ситуация с оценками ребенка вас
беспокоит - обращайтесь за помощью, ведь преодоление школьных трудностей
возможно.