Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и
многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным
действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться».
Особенностью содержания современного начального образования является не только
ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных
учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных
сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной
деятельности.
В этом году я работаю в четвертом классе по внедрению
ФГОС в НОО.
Главная цель моей
педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то
есть личности, желающей и умеющей учиться.
И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели
высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но увы это не так.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника
готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение,
которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности
учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий.
Работу в группах я
начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый
имеет «право на ошибку».
В начальной школе возможно предложить детям простые
правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать
себя и провести рефлексию. Несколько
советов по организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе
детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II
классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной
тишины, дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт»
совместного труда. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в
совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов. Нужно
время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует терпения и кропотливой работы. Безусловно,
групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и
некоторые трудности, или минусы.
Плюсы: повышается учебная и познавательная
мотивация; 2) снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; 3) в группе выше
обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; 4) улучшается
психологический климат в классе.
Есть и минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее
эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя: 1) групповой
работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на
каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает
неэффективна; 2) организация групповой работы требует от учителя особых умений,
затрат, усилий; 3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики
могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; 4)
разделение на группы может проходить непросто, даже драматично; 5) в классе
всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия
для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Я работаю по УМК « Школа России». В своей работе по внедрению ФГОС по данному
УМК столкнулась и с плюсами, и с минусами: материал изложен доступно, но весь
он базового уровня, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много
времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам. Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам:
Азбуке, математике, русскому языку, окружающему миру. Материал на дисках очень
интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим
дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием.
Такие диски есть у каждого ребенка, поэтому дома можно легко повторить
пройденные задания.
В своей работе я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной
работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при
применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания
предполагают применение знаний в измененных ситуациях, при которых была бы
обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Поэтому по возможности стараюсь использовать метод
творческих проектов.
С ребятами мы работали над проектами «Моя
малая родина», «Моя семья», «Мой класс», «Зимующие птицы Тверской области»,
«Мои домашние питомцы», «Город букв», «Азбука загадок», «Такие разные
скороговорки» и т.д. Дети создавали замечательные
презентации своих проектов перед учащимися и их родителями. Но, к сожалению, не
все родители понимают необходимость данных проектов. Такие родители из-за
своей лени не только не помогают детям, но и отбивают у них желание что-либо делать.
Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы
использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных
занятий и игровая зона. Наш класс оснащен
компьютером и интерактивной доской, а с этого года и планшетами. Есть прямой
выход в Интернет.
Большое внимание уделено внеурочной
деятельности. Ученики посещают по возможности 3-4 кружка.
Для организации пребывания детей в школе во
второй половине дня была создана группа продленного дня, расписание кружков, организовано 3-х
разовое горячее питание для учащихся.
Во второй половине дня (на примере моего
класса) дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием
занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня,
дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих
способностей детей.
За данный период обучения проведён ряд
родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись
результаты проектной и внеурочной деятельности – творческие работы учеников.
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные
мероприятия. На такие мероприятия мы часто приглашаем родителей, некоторые
принимают активное участие. От этого и дети, и родители получают много
положительных эмоций. А когда все довольны, то и мы учителя получаем
удовлетворение - наши старания прошли не зря.
Хочется сказать следующее о всем периоде работы
по ФГОС:
Положительные
моменты :
- основополагающие идеи
ФГОС (при условии их
доработки и соответствующем материально-техническом оснащении);
- возможности
развития во внеурочной
деятельности детей из
асоциальных семей и
в условиях отсутствия
учреждений дополнительного образования.
Отрицательные моменты:
Отмечается,
что негативным показателем
является переутомляемость,
возбудимость, ухудшение здоровья при
такой нагрузке как у
учителя, так и у ребёнка. В деятельности
учителя главным отрицательным
моментом является увеличение
документации.
Вызывают недопонимание
режимные моменты: когда организовывать динамическую
паузу, необходимо ли делать
перерыв между урочной
и внеурочной деятельностью.
Вызывают проблемы
вопросы контрольно-оценочной деятельности.
Изменения,
произошедшие в системе
начального образования не
нашли своего отражения
в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля
и оценки часто
продолжают оставаться лишь
знания, умения и навыки, не
потому, что учитель не хочет
перестроиться, а потому что трудно
перестроиться.