В статье названы признаки школьной усталости, которые должны насторожить родителей и учителей, чтобы они могли скорректировать учебную деятельность и поддержать мотивацию к обучению в самой трудной четверти учебного года. Практические советы психолога Амира Тагиева, несомненно, помогут родителям в организации режима дня и питания школьников. Учителям тоже полезно использовать эти советы при планировании урока и домашних заданий. К данной статье прилагаю приёмы, которые я стараюсь применять на уроке для снятия стресса,а также упражнения для глаз. Учитель МБОУ УСОШ №1 Баранова Валентина Васильевна
Третья четверть: Выжить бы... Как помочь нашим детям выдержать самую долгую и трудную четверть в учебном году?
Каникулы, каникулы - прекрасная пора, и нам не нужно просыпаться в 7 утра! Но каникулы закончились, в 7 утра будит мама, а на улице темно и холодно. Опять в школу, опять уроки, контрольные и так долго до весенних каникул. Третья четверть - самая тяжелая по многим причинам. Попробуем сделать все, чтобы учеба не стала стрессом для школьника. ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА В конце второй четверти ребята подходят к экватору-середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.
ЧТО ДЕЛАТЬ
На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!
Такой план поможет:
-Во-первых, вернуть ребенка мыслями в учебный процесс;
-во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку-убью;
-в-третьих, такой анализ-это ваш шанс как следует ПОХВАЛИТЬ своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.
ПОЧЕМУ ТАК ТЯЖЕЛО САДИТЬСЯ ЗА ПАРТУ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь... А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учебу с первого же урока после каникул. А это жестоко.
Долгие каникулы --хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно всем валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинаются бешеная гонка и куча заданий на дом.
ЧТО ДЕЛАТЬ
1. Чуть мягче с домашним заданием Если видите, что ребенок переутомляется, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из 7 заданий сделаете 5.
Самое подходящее время для «домашки»-с 15 до 18 часов.
Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.
Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится!
Делайте перерыв между уроками. Сделали русский - прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский - попрыгали и поиграли.
Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.
2. Больше спишь - больше знаешь
Сон очень важен. Не меньше 9-10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка)-до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня быстро спать, быстро спать!!!. Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком.
Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.
Если ребенок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.
3. Свежий воздух - светлая голова
Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород-это движение и воздух. Если совместить - совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье-каток, лыжи, горки.
4. Витамины
Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника-кашу с медом и сухофруктами.
ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ
-У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учебе, но и к любимым играм.
-Плохо ест.
-Снижается успеваемость даже по любимому предмету.
-Вечером ребенку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться.
-Все время болеет, жалуется на плохое самочувствие, не вылезает из соплей.
-Стал плаксив или агрессивен, часто обижается.
ЦИФРЫ
Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определенное время:
В 1-м классе-до 1 часа
Во 2-м классе-до 1,5 часа
В 3-4-м классах-до 2 часов
В 5-7-м классах-до 2,5 часа
В 7-8-м классах-до 3 часов
В 9-11-м классах-до 4 часов
КСТАТИ
Сроки каникул могут устанавливать сами родители
Увы, мало кто из родителей знает, что сроки каникул устанавливает не образовательное начальство, а администрация учебного заведения. Есть общий принцип: продолжительность всех школьных каникул между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями не должна в сумме превышать одного месяца. Поэтому обычно Департамент образования Москвы, Министерство образования Московской области публикуют сроки каникул. Но обратите внимание: сроки эти рекомендованные! Чиновники закон знают.
Так вот, родительский комитет школы вправе обратиться к директору и попросить установить другие, более удобные сроки каникул.
Мало того, во многих учебных заведениях уже давно после советов с мамами и папами, физиологами и детскими психологами установили удобное для детей расписание. Где-то прямо с 1 сентября учатся по три-четыре недели, а потом дают ребятам недельную передышку. Где-то вводят дополнительные выходные для учеников как раз в конце февраля - начале марта, когда ребята уже почти выдохлись тянуть школьную лямку.
Главное - уложиться в прокрустово ложе учебного года и завершить изучение программы к 24-25 мая.
Ну а кроме того, никто не мешает родителям самим устанавливать сроки передышки для своего отпрыска. Видите, что ваш ученик устал (см. главку Признаки школьной усталости),-не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребенок устал, школьная учеба ему не пойдет впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный-усталость, депрессия.
Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены - они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное - понимать и чувствовать своего ребенка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь. Ответы давал психолог Амир Тагиев.
Приложение
Комплекс упражнений для улучшения зрения 1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
Снять усталость глаз помогут следующие упражнения: 1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз. 2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз. 3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз. 4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз. 6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.
Общие рецепты А теперь - об универсальных рецептах профилактики стресса. Все их можно объединить одной фразой: "Ведите нестрессовый образ жизни"! Образ жизни - это наша повседневная жизнь - каждый день и ночь, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими и обстановка на работе, и многое, многое другое. Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. • Ставьте перед собой только полезные, положительные цели, достижение которых принесет удовольствие и вам, и окружающим. • Найдите свое призвание. Ваша работа должна быть интересной, увлекательной и хорошо оплачиваемой. (легко сказать... но надо к этому стремиться). • Планируйте свои дела, эффективно распределяйте время, чтобы избежать напряженных ситуаций, "запарки". После трудной работы хорошо отдохните. • Тщательно выбирайте друзей, будьте разборчивы в знакомствах. Старайтесь, чтобы отношения с окружающими были ровные, добрые, спокойные, уважительные. • Освойте приемы расслабления и "отстраненного" взгляда на происходящее. • Надейтесь на лучшее, на позитивное развитие событий. Если вы ожидаете неприятностей, то обычно они и случаются. Вы предсказываете себе неудачу, ваше поведение меняется, окружающие видят вашу робость, ваши опасения, чувствуют ваш страх, реагируют соответствующим образом и неприятность происходит. Очень часто вы сами виноваты в своих неудачах. Как бы ни складывались дела, положительное восприятие себя и своих перспектив приведет вас к цели гораздо быстрее, чем пессимистический подход. • Ведите себя свободно и естественно, как можно меньше "играйте роль". • Установите рабочий стол, оборудуйте рабочее место так, чтобы поднятый от бумаг взгляд останавливался на комнатных цветах, красивой картине, аквариуме с рыбками, любимых книгах, красивом виде из окна; "повесьте" на экран компьютера картинку, на которую вам будет приятно смотреть. • Хвалите себя и других. Похвалы необходимы не только детям, но и взрослым - слова признания, благодарности за хорошо выполненную работу. Если вас не хвалят друзья, родственники, начальник - похвалите себя сами! • В вашей жизни должны быть элементы размеренности и постоянства, островки стабильности. Например, обязательная утренняя гимнастика, завтрак в одно и то же время, ежедневный просмотр любимой телепередачи, традиционная вечерняя прогулка - все это повышает ощущение стабильности, а значит и уверенности в себе. • Отстаивайте свои права, защищайте свои интересы, но не переходите при этом рамки приличий, не опускайтесь до оскорблений оппонентов и непорядочных действий. • Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы сделали вам. • Поддерживайте и развивайте свои полезные привычки, постарайтесь избавиться от вредных. • Сохраняйте хорошую физическую форму, полноценно питайтесь, как можно реже употребляйте алкоголь, не курите. • Ведите регулярную и стабильную сексуальную жизнь без перегибов в ту или другую сторону, так сказать, "не голодайте и не обжирайтесь". • Смейтесь, улыбайтесь, шутите как можно чаще! В том числе и над собой. Развейте в себе чувство юмора. • Наслаждайтесь жизнью! Получайте удовольствие от каждого прожитого мгновения, находите приятное в любом событии, в каждом, самом незначительном эпизоде своей жизни. Сделайте своим лозунгом: "положительные эмоции и уверенность в себе!". Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стрессы, шок и депрессия будут обходить вас стороной. Здоровый образ жизни. Памятка Здоровье - это твой личный ответственный выбор. Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь. Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры. Твое здоровье - в твоих руках.
Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.
Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни. Все препятствия на этом пути преодолимы.
А если будет трудно, повторяй формулу успеха:
« Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек! Я всё смею, всё могу, всё мне по плечу! Я смело смотрю миру в лицо. Среди всех житейских ураганов и бурь я крепко стою как скала, о которую всё сокрушается!»
Хочешь быть здоровым и успешным?
Не разрушай своё здоровье и жизнь!
1. Будь добрым и приветливым, вырабатывай позитивный взгляд на мир. Это располагает к тебе людей и продлевает жизнь. 2. Правильно питайся, выбирай полезные продукты. Это добавляет до 20 лет жизни. 3. Употребляй витамины. Они прибавляют 5-7 лет жизни. 4. Употребляй продукты, содержащие клетчатку, которая очищает желудочно–кишечный тракт. (Плюс 5-7 лет жизни). 5. Развивай свой ум, интеллект. Доказано, что люди с высшим образованием живут дольше. 6. Тренируй естественные защитные силы организма. Занимайся фитнесом, больше двигайся, ходи пешком, закаляйся. Это добавляет ещё 7-10 лет жизни.
1. Не будь злобным, угрюмым, не таи обид, избавляйся от негативного взгляда на мир. Это отталкивает людей и укорачивает жизнь. 2. Помни: - неправильное, неполноценное питание делает жизнь короче. 3. Недостаток движения, физических нагрузок, очень вредны. 4. Откажись от курения, оно укорачивает жизнь не меньше, чем на 20 лет и делает человека больным. 5. Не будь жертвой курильщиков. Пассивное курение (вдыхание табачного дыма) укорачивает жизнь до 10 лет. 6. Не употребляй психоактивных веществ, разрушающих ткани мозга и весь организм (алкоголь, наркотики).
Источник: http://Источник:1.Амир Талиев, Kp.ru.2. Записки из личного блокнота(приложение). |