Математики Тверской земли. Часть 3 - С.А.Рачинский, основатель первой в России школы с общежитием для крестьянских детей
Помните картину Н. Богданова-Бельского «Устный счет»? На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, ныне Оленинский район Тверской области, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо устно решить: (10²+11²+12²+13²+14²)/365. А вы справитесь? Вспоминания о Рачинском, Ксения Николаевна Боратынская писала: «Не слишком ли скоро забываются имена выдающихся людей? Не полезно ли говорить и говорить о них как можно больше, чтобы не давать паутине времени затягивать их светлый образ?». Много ли мы знаем об этом человеке? Почему такая уникальная личность известна лишь специалистам в области истории педагогики? Это имя нечасто звучит в студенческих аудиториях, неизвестно оно и опытным педагогам. Жаль, ведь жизнь С.А. Рачинского это - настоящий подвиг, яркий пример бескорыстия, любви и преданности делу воспитания и обучения детей. Сергей Александрович Рачинский родился 15 мая 1833 в с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния, ныне Тверская область под Олениным . История села Татево известна с первой половины XVIII в. На территории нынешнего Татева во времена Петра I стояла Троицкая церковь, такое же название носило и само село. Екатерина II подарила князю Потемкину Бельский уезд Смоленской губернии, к которому в то время относилось село. Отдавая замуж свою дочь Ольгу за помещика Антона Рачинского, Потемкин выделил ей в приданое часть этого уезда, в том числе и село Троицкое. На высоком холме, рядом с церковью, был построен барский дом, который в полуразрушенном состоянии сохранился до сих пор. Имение свое Рачинский назвал Татево. Сохранился пейзажный парк с усадебными постройками конца XVIII в. В доме управляющего располагается краеведческий музей. Мать — Варвара Абрамовна Баратынская (1810—1891), сестра знаменитого поэта. Отец — Александр Антонович Рачинский (27.9.1799 — 1866) - капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В. К. Кюхельбекера). Во время службы в Петербурге он был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. Атмосфера детского дома была наполнена музыкой, поэзией, высоким искусством. В усадьбу часто съезжались известные поэты, музыканты и художники. Сергей Александрович с детства полюбил природу, простоту и искренность деревенской жизни. 15-летний Сергей поступает на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, он перевелся на естественный факультет, который блестяще закончил в 1853 г. Но этого ему показалось мало. Рачинский уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, он защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники. С.А. Рачинский много занимается научной и преподавательской деятельностью. В 1861 г. С. А. Рачинский вместе с Я. А. Борзенковым переводит и издает «Физиологию обыденной жизни» Г. Г. Льюиса, в 1864г. - труд Чарлза Дарвина «О происхождении видов». Однако многообразные способности большого ученого проявляются не только в научном творчестве. Сергей Александрович изучает русский музыкальный фольклор: песни, частушки, распевки. Сам пишет романсы. В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особо одаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838—1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С.А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л.Н. Толстым, П.И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В.Ф. Одоевского, историком В.И. Герье. Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырёх частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке. Беседы с Л.Н. Толстым направили его внимание к проблемам народного просвещения. С.А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе. В 1872 г. Сергей Александрович на пике своей научной карьеры, окруженный уважением студентов и ученых, неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в свое поместье, где становится простым сельским учителем, создав первую в России сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Но сразу приступить к обучению детей он не смог. Местное училищное начальство не разрешило Рачинскому преподавать. Известная чиновничья волокита. Прежде чем начать работать в школе, профессору Рачинскому пришлось ехать в уездный город для того, чтобы держать экзамен на должность учителя. Что привело его к детям? Трудно сказать. Однако если бы Сергей Александрович не принял такого решения, Россия потеряла бы в его лице великого педагога. А судьба многих воспитанников Рачинского сложилась бы для них куда хуже. Школа становится его домом, а дети — семьей. Он внимательно следит за каждым воспитанником, за развитием способностей, за их успехами и неудачами. В школе Рачинского все было необычно: уроки родной природы, работа на школьном огороде или пасеке, разведение цветов, столярное и переплетное мастерство. Все свои средства он тратил на школу. Неотлучно находясь в ней, Сергей Александрович изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием относился к одаренным детям и старался создавать все условия для развития их таланта. Так, в своем ученике Коле Богданове педагог заметил прекрасные способности к рисованию. Позже, став академиком живописи, Богданов-Бельский говорил о себе: «Я ведь от земли, отца не видал; я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда, где я был пастушонком». Окончив Петербургскую академию художеств, Богданов-Бельский выставил несколько очень интересных картин, одна из которых — «Воскресное чтение в школе» — находилась в музее императора Александра III. Его картины «Последние распоряжения», «Нищий у дверей школы», «Устный счет», «Будущий инок» реалистично и понятно изображали крестьянский быт, обнажая его самые сокровенные стороны. В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища. Вспоминая Рачинского Ксения Николаевна Боратынская живо передает свои впечатления о Рачинском, рисует образ удивительного человека и талантливого педагога, сообщает о его принципах, взглядах на народное образование. «Это был маленький безбородый и безусый старичок с молодыми глазами за большими круглыми очками, - вспоминает она момент знакомства. А далее, по мере общения с ним, подмечает интересные черты. - Несмотря на свои 70 лет, он с живостью юноши интересовался всем, чего бы разговор не коснулся. На его огромном письменном столе лежали последние номера всех журналов и газет, и можно было удивляться, как он внимательно следит за литературой и политикой. Трудно было найти вопрос, который бы не был им глубоко обдуман и взвешен. Однако разговаривать с ним было трудно. В случае разногласия он страшно волновался и прекращал разговор настолько резко, что продолжать его и думать было нечего. Так случилось, когда брат стал доказывать преимущество земских школ перед церковными. Но эта суровость и резкость тона замечалась у него только дома, с людьми его круга; в школе же с ребятами, с учителями морщинки его сглаживались, глаза делались особенно ласковыми, и всё лицо принимало выражение доброты и мягкости». Большое место в воспоминаниях Ксении Николаевны занимает рассказ о Татевской школе, системе занятий с учениками и учителях: «За парком - церковь, тоже старинная, каменная. Между церковью и школой - площадь, где по праздникам бывают ярмарки. Школа [...] вся увитая диким виноградом. Тут же недалеко врачебный пункт. Это как бы культурный уголок, который обслуживает несколько деревень на расстоянии от ½ до 2 ½ вёрст вокруг. Это обычный тип селений в Смоленской губернии, вот отчего делается понятным то, что при школах является насущная потребность в общежитиях, где ученики могли бы ночевать в случае метели или другой погоды... Школа большая, уже немного ветхая. На двери образ Спасителя, благословляющего детей. Балкон уставлен разнообразными растениями и цветами. Класс человек на 70, двухсветный, по стенам увешан иконами и картинами учеников Сергея Александровича. Налево - комната, предназначенная для уроков Закона Божия и для спевок, тут же певчие после обедни угощаются чаем. Рядом общежитие и кухня. Направо от класса комната, где в продолжении двадцати лет жил с учениками сам Рачинский и где постелью ему служили нары и соломенный тюфяк. Учитель, который мне всё показывал, с восторгом говорил мне о Сергее Александровиче: «Вот уж он не учительствует, а зимой почти каждый день приходит на молитву. Трудно ему, а идёт со своей палочкой. Я вот и не его ученик, а под его руководством работаю и совсем ожил с ним». Но кроме учительства Сергей Александрович своим примером заставлял и учеников, и учителей беспрерывно трудиться. Учителя имеют свои огороды и сады. Тот же учитель говорил мне, что всё лето учителя заняты огородными работами. Этот физический труд даёт им запас сил на зиму, благодаря чему они чувствуют себя сильными и здоровыми». Сообщая о системе занятий в Татевской школе, Ксения Николаевна особо подчеркивала, что Сергей Александрович настаивал на том, чтобы в сельской школе было по несколько учителей: «С двумя отделениями трудно заниматься, - говорил он, - а с тремя невозможно». В те времена ни земство, ни церковное ведомство не отпускало столько средств, чтобы в сельской школе было несколько учителей. Рачинский, пытаясь решить эту проблему, создал такую систему, при которой его лучшие ученики становились помощниками учителя. Не только зимой, но и летом у Сергея Александровича бывал целый класс, состоящий из 20 - 30 человек, готовящихся к учительству. Подробно описывает Ксения Николаевна знаменитые уроки устного счёта: «Одним из самых интересных и любимых уроков Сергея Александровича был устный счёт. В нём участвовали две старшие группы. Дети не сидели за партами, а теснились вокруг Рачинского. Он импровизировал задачи и задавал по нескольку штук зараз. Одни легкие, другие трудные, смотря по способностям учеников, и тут же сам записывал их в уме. Первое время [...] записывались на доске, но потом и это облегчение устранилось. Устный счёт принимал иной раз вид азартной игры. Ребята, решавшие задачу, бросались иной раз, перескакивая через парты и через головы товарищей, и говорили ответ на ухо Сергею Александровичу, причём, по словам учителя, Рачинский совсем покрывался навалившимися на него ребятами [...] Тот же учитель сообщил мне, что когда он в первый раз пришёл в школу во время устного счёта, то им овладело полное отчаяние. Ребята, решившие задачи, спрашивали его, верно ли решение, между тем как он не мог распутаться в самой лёгкой из задач. «Случается и теперь, - продолжал он, - пожилой крестьянин из бывших учеников Сергея Александровича заходит в школу и задаёт ребятам задачу, от которой не только ученикам, но и учителям становится неловко». Ксения Николаевна и Александр Николаевич Боратынские пробыли в Татево три дня. Перед отъездом они тепло простились с Сергеем Александровичем; на прощание он подарил им свою знаменитую книгу «1001 задача для умственного счёта», и на обратном пути в поезде они пытались решать некоторые задачки и при этом удивлялись, как ученики Татевской школы справлялись с ними так легко. Ксения Николаевна вернулась из Татево, как вспоминала О.А.Боратынская, «в восторге от всего виденного, но и с убеждением, что правила и порядок Татевской школы применимы только там, где есть интернат и неослабленное и постоянное влияние учителей, по крайней мере, во весь школьный период». В 70-80-е годы школа Татево была трех-четырехлетней. Обучалось в ней около 70 человек. Затем она была преобразована в школу с повышенным уровнем преподавания. В ней изучались русский язык и литература, арифметика с элементами алгебры, геометрия с элементами геодезии и черчения, физика, естествознание и отечественная история, славянский язык и Закон Божий. Специально для одаренных детей были введены курсы рисования, пения, музыки. Для будущих учителей читался курс педагогики, который тогда назывался «школой грамоты». Многие ученики Сергея Александровича закончили педагогические училища, семинарии и стали народными учителями, продолжая сеять «разумное, доброе, вечное». А он до конца жизни учил детей, окруженный их искренней любовью и вниманием. Дети любили его за самоотверженность и преданность делу, за то, что в каждом из них он видел человека. В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим членом-корреспондентом. Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображен на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков (ум. в 1930х г.) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе. Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе. «Многое не дается и не удается, — говорил Рачинский, — Именно потому, что мы боимся показаться смешными и странными. Победа над этою болезнью уже сама по себе есть великая победа, ибо удесятеряет наши средства деятельности, охраняет ту смелость, которая города берет. Но кроме боязни смешного есть и другая боязнь, гибельная для всякого практического дела. Это боязнь труда, не обещающего верных результатов, боязнь предприятий, коих успех неправдоподобен. Все хорошее трудно, все прекрасное неправдоподобно. Этому нужно покориться, но все-таки словом и делом неустанно работать над тем, что неправдоподобно и трудно, ибо из-за вещей правдоподобных и легких не стоит жить на свете...» В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя. До 1924 г. носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 г. школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде, в 2000 г. музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского. Знаменитые ученики Рачинского Богданов-Бельский, Николай Петрович (1868—1945) — выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Никонов, Тит — русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой — оказался неудачником.». Другой источник сообщает, что Т. Никонов женившись, не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет. Петерсон, Иван — русский художник, обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым. Богданов И. Л. — инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР. Васильев, Александр Петрович (6 сентября 1868 — 5 сентября 1918) — протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист. Синев, Николай Михайлович (10 декабря 1906 — 4 сентября 1991) — д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 — зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 — нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 — зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967). Третьяков, Николай Степанович (1873—1942), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.
Основные работы 1881 — «Заметки о сельских школах» 1882 — «Народное искусство и сельская школа» 1888 — «Из записок сельского учителя» 1891 — «Сельская школа»
Пособия по математике: «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы» «Геометрические забавы». По материалам: http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/10724 http://ru.wikipedia.org http://hghltd.yandex.net/yandbtm http://trezvenie.org/forum/index.php?PHPSESSID=q0ni4cj26hlnkqvoglk7uqm355&topic=4710.0 http://litmap.tvercult.ru/oleninsky/raion.htm Биографический словарь. 2000.
Статью Лебедева о Рачинском можно прочитать, пройдя по ссылке http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=20722 Из статьи: Свод законов школы им.Рачинского 1. Закон образованного человека. Знания — величайшая ценность. Ни дня без строчки. Невозможно разделить знания на нужные и ненужные. 2. Закон точности. Время дорого, берегите его. Всякое дело должно начинаться и кончаться в срок. 3. Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям. Старайтесь говорить «волшебные слова». 4. Закон человечности. Никому и нигде не делайте плохо и больно. Добро-желательно относитесь друг к другу. Быть человечным — приносить радость другим. 5. Закон здоровья. Забота о здоровье — дело каждого. Бережно относитесь к своему здоровью. 6. Закон улыбки. Улыбка делает человека красивым. Дарите улыбки людям. 7. Закон бережливости. Не ломайте, не портите ничего. Сбережем все, что нас окружает. Через год-два книги, пособия, оборудование потребуются другим детям, твоему брату, сестре. 8. Закон «Все сами». Все делаем сами: поддерживаем чистоту и порядок, ре-монтируем, мастерим, оформляем.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]