1. Прослушать текст, определить для себя его тему и основную мысль.
2. Определить стиль текста, тип речи; строить своё высказывание в соответствии со стилевыми и типологическими особенностями данного текста.
3. Разделить текст на части (микротемы).
4. В каждой части выделить одно или несколько предложений, важных для понимания идеи текста.
5. Написать небольшое вступление (2-3 предложения). Для того, чтобы начать изложение, можно использовать следующие конструкции:
· Главным героем этого рассказа является…
· В рассказе С. Гейченко говорится о …
· А. Ф. Фёдорова – это музейная смотрительница Михайловского (предложение-представление).
· Использование одного из предложений первой части, которое является тезисом.
6. Написать основную часть изложения. Чтобы изложение получилось сжатым, можно использовать следующие приёмы:
· Убрать ненужные, лишние подробности
· Использовать слова с обобщённым значением вместо слов, обозначающих конкретные понятия (соседям, друзьям, знакомым - всем; лес, река , луга - природа).
· Использовать ряд однородных членов предложения вместо нескольких предложений.
· Прямую речь заменить косвенной или использовать для её передачи вводные слова (А.Ф.Фёдорова говорила,что… или По словам А.Ф.Фёдоровой,…
· Заменить сложные синтаксические конструкции более простыми.
7. Написать заключительную часть изложения (1-2 предложения). Для этого можно использовать предложение из текста, в котором содержится вывод (если такое есть), или построить своё предложение, подводящее итог всему сказанному.
8. Проверить правильность абзацного членения созданного текста, логичность перехода от одной части изложения к другой.
9. Исправить речевые и грамматические ошибки, внимательно прочитав текст ещё раз.
10. Проверить текст с точки зрения орфографии и пунктуации. В случае необходимости использовать орфографический словарь.
Примерный вариант сжатого изложения по тексту С. Гейченко
(текст №72).
С. Гейченко рассказывает о музейной смотрительнице Михайловского Александре Фёдоровне Фёдоровой. Она узнала грамоту только под старость, когда поняла, что нельзя служить в доме Пушкина и быть неграмотной.
Под её руками в усадьбе всё преображалось и оживало. Она любила всё пушкинское особой, материнской любовью. Чем-то она напоминала няню Пушкина Арину Родионовну. Экскурсии, которые проводила Александра Фёдоровна, были похожи на великолепную народную сказку. Смотрительница Михайловского нараспев говорила, что творения поэта очищают душу, охраняют от дурного. Пушкин любил всё, в чём есть жизнь. Он и сейчас укажет на истинного друга, даст добрый совет.
Ответ на любой вопрос можно найти в книгах Пушкина.
100 слов.
Примерный вариант сжатого изложения по тексту
Е. Пермитина (текст №57).
Мать родилась в далёкой сибирской деревне. Зима там была долгая, поэтому мать очень ждала весну и чувствовала её приближение. С детства она любила леса, поля и всё живое в них.
Однажды ранней весной отец взял нас в поле. Вдруг из травы вылетел жаворонок и поднялся по незримым ступеням вверх, в небо. Никто этого не заметил, кроме матери. Она стояла, подняв лицо к небу, слушала прекрасные трели, доносящиеся оттуда. Мать потеряла семерых взрослых детей, но не утратила способности радоваться, чутко улавливать красоту родной земли. Она обладала каким-то талантом доброты. Всё это она пыталась передать мне. Слова матери западали в душу, оберегали от пагубных соблазнов.
Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения. Именно в природе видела она источник радости, способность окрылить человеческую душу.
126 слов.
Источник: