06.12.24, 08:25   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3064

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1757
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Каталог статей

Главная» Статьи» » Статьи

Работа по обогащению словаря с детьми с нарушением интеллекта. Из опыта работы.
Николаева Валентина Викторовна, учитель начальных классов

Статья из опыта работы по обогащению словаря с детьми с нарушением интеллекта.

Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. Для человека как существа, социально особую роль приобретает коммуникативная функция речи, так как речь возникает на основе общественных отношений и является его достоянием.

Ребенок появляется на свет с врожденной способностью к усвоению родного языка, но чтобы такая способность стала действительностью, чтобы ребенок усвоил систему языка и стал существом общественным, он должен обучаться родному языку на всех этапах его индивидуального развития. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы в школе является планомерное и комплексное развитие речи ребенка с нарушением интеллекта.

В исследованиях психологов и педагогов (Петровой В. Г., Гнездилова М. Ф., Аксеновой А. К.) отмечается, что речь детей с интеллектуальной недостаточностью имеет большое количество нарушений на всех уровнях и отличается большим своеобразием.

Общее речевое недоразвитие ярко проявляется в особенностях словаря.Малый словарный запас мешает детям с нарушением интеллекта пользоваться речью как средством общения. Неточное употребление слов, использование слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов, патологическое расхождение между пассивным и активным словарем являются специфическими особенностями их словаря.

            Овладение словом – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с общим личностным развитием, формированием речи и мышления. Знакомство со словом и постепенное овладение им происходит в деятельности и общении под непосредственным руководством взрослых.

            Новый уровень владения системами словесных значений и грамматическими структурами формируется у детей под влиянием обучения, при усвоении научных знаний, при развитии письменной речи, что ведет к появлению сознательного отношения к значению и структуре слова в предложении.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта (ограниченность словаря, его неточность, преобладание пассивного словаря над активным), выделяем следующие направления работы:

- развитие номинативной функции слов;

- уточнение их значений;

- развитие валентности;

- развитие ассоциативных связей;

- формирование семантических полей;

- формирование способов словообразования  и словоизменения;

- формирование способов закрепления словаря.

Работа по всем направлениям реализуется на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета и от этапа урока, то или иное направление становится ведущим, выступает на первом плане.

Основной задачей словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей, а так как словарь учащихся обогащают такие виды работ, которые предполагают выяснение семантики, лексического значения слова, то учитель и должен, опираясь на лексику учебных книг по русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром, отобрать для лексических упражнений с детьми круг таких слов, которые нуждаются в разъяснении или уточнении их значения.

 Методикой разработано немало приемов объяснения детям непонятных слов. Эти приемы будут разными в зависимости от характера и семантики слова. В работе с умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является использование наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, активное наблюдение за ними. Для этого детям предоставляется разного вида помощь: показ другого, резко отличного объекта при сравнении двух сходных (вол, бык, лиса); демонстрация предмета или его изображения (для формирования общего понятия); окрашивание в разный цвет частей предмета (для ознакомления с ними); направляющие вопросы; конкретизация вопросов при сравнении; составление плана наблюдения ( цвет, форма, вкус, размер, материал, составные части и т.п.)

 На уроках чтения для объяснения значения слова могут быть использованы очень специфические средства, такие как мимика, жест, драматизации  (усмехнулся, подмигнул, скривился, выбросил руку в приветствии и т. п.). Весьма действенным словесным приемом объяснения значения слова является включение его в доступный пониманию ребенка контекст. (Сравнить. Крохотный ребенок спал в коляске. Крохотный комочек родной земли он унес с собой.) А нередко незнакомые или малознакомые слова подсказываются самим контекстом, надо только помочь детям увидеть это. ( С бахчи собрали богатый урожай арбузов и дыней.)

  Если значение слова или словосочетания не позволяет прибегнуть к наглядным способам, то его толкование следует раскрыть с помощью краткого словесного толкования, использовав для этого один из способов (наиболее подходящий для данного случая) так называемых «семантических определений» слова:

1.Значение непонятного детям слова раскрывается путем подбора к нему одного или нескольких слов – синонимов, тождественных или близких по лексическому значению ( изумрудный – ярко-зеленый, холить – ухаживать, заботиться).

2.Значение непонятного слова может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов  (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом (металлы – это золото, серебро, железо…)

3.Значение неизвестного слова может быть разъяснено также описательным способом  (ноша – то, что несут, адресат – тот, кому отправляю письмо).

4.Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т.е. через указание рода и видового различия (амбар – здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров).

5.Использование для объяснения слова «Толкового словаря».

Применение рассмотренных способов объяснения лексического значения незнакомых слов обеспечит не только понимание, но и будет способствовать расширению и углублению представлений у детей, формированию у них понятий, связанных с теми или иными словами. После того как значение слова будет разъяснено, необходимо упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений, показывающих, с какими именно словами может сочетаться в речи новое слово. Без знания сочетаемости каждого такого слова с другими словами дети не научатся правильно и точно употреблять изученные слова в своей речи.

            Большие возможности для обогащения и расширения словаря учащихся дает работа по подбору родственных слов. По программе специальных (коррекционных) школ VIII вида понятие «родственные слова» вводится только в 4 классе. Но работу по разъяснению понятия мы начинаем раньше. Вначале детям предлагаются картинки с изображением наиболее знакомого им предмета (например, кота). Далее им предлагается самим подобрать «слова – родственники» к слову кот (котик, котенок, котята). При этом уточняется значение каждого разбираемого слова, объясняются их различия, выясняется, почему эту группу слов называют словами – родственниками (они похожи друг на друга, родные, как люди, и в каждом из них живет слово кот). Такая же работа проводится и при знакомстве со словарными словами. Например, изучается словарное слово корзина (3 класс), подбираются слова – родственники: корзинка, корзиночка. С помощью иллюстраций выявляем различия, составляем с каждым из слов предложения.

Учитывая тесную связь процессов формирования словаря с приобретением словообразовательных навыков в уроки русского языка и ознакомления с окружающим миром, включаются упражнения по словообразованию и словоизменению.

 Речевой материал при изучении словообразования существительных предлагается в определённой последовательности. Вначале образуются уменьшительно – ласкательные существительные без изменения звуковой структуры корня в производящем слове ( кот – котик), затем с использованием суффикса –чик- с существительными мужского рода  (трамвай – трамвайчик), суффикса –к- с существительными женского рода( лошадь – лошадка), другими суффиксами.

Формирование навыков словообразования прилагательных и глаголов – очень трудная задача для учащихся с нарушением интеллекта, так как  эти части речи обладают более отвлеченной семантикой, чем существительные с конкретным значением.

Работа над составом слова является важнейшим средством обогащения словаря учащихся. Но по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида состав слова не изучается в рамках начальной школы. Поэтому навыки словообразования существительных, прилагательных, глаголов вырабатываются посредством тренировочных упражнений вида «Измени по образцу», «Образуй слово», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький».

Обучение способам словообразования учащихся с нарушением интеллекта сложная и кропотливая работа. Дети долго и слабо овладевают значением слова. А начиная понимать значения слов, учащиеся оказываются способными чувствовать модели словообразования.

            В процессе работы по обогащению словаря очень важно формировать ассоциативные связи, поскольку ассоциация как  таковая признается многими учеными в качестве одного из главных механизмов функционирования и обогащения сознания и психики. Поэтому работа в данном направлении строится с учетом возможностей детей по выявлению разносторонних связей определенного слова с другими словами лексикона.

Детям предлагается слово – стимул, используя первоначально предметы окружающей обстановки (яркие картинки, макеты и т. п.). Например, называется слово – стимул костюм, на которое дети должны сообщить ассоциации: праздничный, новый, красивый и т. п. Конечно, им предоставляется помощь, задаются наводящие вопросы, чтобы они смогли точнее ориентироваться в семантическом поле сочетания слов. Подобные упражнения встречаются в замечательном учебнике Худенко Е. Д. и Тереховой И. А.« Знакомство с окружающим миром» для специальных (коррекционных) школ.

Таким образом, у детей  формируются синтагматическские конструкции, в которых слово – стимул и слово – реакция составляют словосочетания.

            Работа над словарем в младших классах детей с нарушением интеллекта не предусматривает ознакомления с синонимами и антонимами.

Однако, не указывая на терминологию, мы рассматриваем некоторые аспекты синонимии и антонимии. Понимая, что это важная составная часть работы, которая может успешно использоваться в расширении словарного запаса, учитель целенаправленно организует работу по подбору детьми синонимов и антонимов. Важно, чтобы дети чувствовали отношения аналогии – противопоставления, выстраивая работу на следующих принципах:

- подбор синонимов должен осуществляться на основе знаний и практических навыков, имеющихся к этому времени.

-существенные признаки в значении слова выделяют через подбор смыслоразличительных и уточняющих синонимов.

- значения слов сравниваются на основе единого семантического признака(цвет, температура, предметность и т. д.).

-Синонимические ряды, включенные в микротему, в дальнейшем, по мере усвоения, переносятся в более содержательные.

К урокам подбирается такой материал, который имеет определенную ценность при общении и является очень употребительным. При обучении детей важно выделять в предложенном дидактическом материале (картинках, текстах, загадках, пословицах) слова, сходные по смыслу и грамматическим признакам. Вначале это имена существительные, затем глаголы и прилагательные, Такая очередность обусловлена как последовательностью изучения программного материала, так и естественным развитием речевой практики учащихся с нарушением интеллекта.

На последнем этапе существенное значение придается закреплению словаря в связной речи с использованием различных приемов, способствующих не только запоминанию, но и осмысленному словоупотреблению при ответах. Моделируются ситуации, когда необходимо использовать заданные слова в практической деятельности – не только в урочное, но и внеурочное время. Учитывая, что учащиеся с нарушением интеллекта многие новые слова понимают неправильно, логично использовать различные виды работ, заданий, упражнений, загадок, ребусов, дидактических игр – с подбором языкового материала к изучаемым понятиям.

Увеличение словарного запаса необходимо рассматривать не только как процесс количественного и качественного обогащения речи учащихся, но прежде всего как развитие их мыслительной деятельности, направленной на образование лексико - грамматических обобщений, помогающих ориентироваться в речевом материале и правильно его использовать в различных видах практики.


Категория: Статьи| Добавил: Admin(12.02.13) W
Просмотров: 5222 | Теги: Обогащение речи, нарушение интеллекта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

             Календарь

А что у нас новенького?

[31.10.24]
План работы МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова на ноябрь 2024 года(0)
[24.10.24]
Положение о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова(0)
[15.10.24]
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕШКОЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова(0)
[14.10.24]
Дополнения к Правилам внутреннего трудового распорядка МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 06.12.24