Николаева Валентина Викторовна, учитель начальных классов
Статья из опыта работы по обогащению
словаря с детьми с нарушением интеллекта.Речь
– это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а
также регулятор поведения. Для человека как существа, социально особую роль
приобретает коммуникативная функция речи, так как речь возникает на основе
общественных отношений и является его достоянием.
Ребенок
появляется на свет с врожденной способностью к усвоению родного языка, но чтобы
такая способность стала действительностью, чтобы ребенок усвоил систему языка и
стал существом общественным, он должен обучаться родному языку на всех этапах
его индивидуального развития. Поэтому одним из важнейших направлений
коррекционной работы в школе является планомерное и комплексное развитие речи
ребенка с нарушением интеллекта.
В
исследованиях психологов и педагогов (Петровой В. Г., Гнездилова М. Ф.,
Аксеновой А. К.) отмечается, что речь детей с интеллектуальной недостаточностью
имеет большое количество нарушений на всех уровнях и отличается большим
своеобразием.
Общее
речевое недоразвитие ярко проявляется в особенностях словаря.Малый словарный
запас мешает детям с нарушением интеллекта пользоваться речью как средством общения.
Неточное употребление слов, использование слов в несвойственной им обобщающей
функции, незнание конкретного значения слов, патологическое расхождение между
пассивным и активным словарем являются специфическими особенностями их словаря.
Овладение словом – процесс продолжительный и сложный,
значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с общим
личностным развитием, формированием речи и мышления. Знакомство со словом и
постепенное овладение им происходит в деятельности и общении под
непосредственным руководством взрослых.
Новый уровень владения системами словесных значений и
грамматическими структурами формируется у детей под влиянием обучения, при
усвоении научных знаний, при развитии письменной речи, что ведет к появлению
сознательного отношения к значению и структуре слова в предложении.
Учитывая основные недостатки
лексической стороны речи у детей с нарушением интеллекта (ограниченность
словаря, его неточность, преобладание пассивного словаря над активным),
выделяем следующие направления работы:
- развитие номинативной
функции слов;
- уточнение их значений;
- развитие валентности;
- развитие ассоциативных
связей;
- формирование семантических
полей;
- формирование способов
словообразования и словоизменения;
- формирование способов
закрепления словаря.
Работа по всем направлениям
реализуется на всех уроках, но в зависимости от специфики предмета и от этапа
урока, то или иное направление становится ведущим, выступает на первом плане.
Основной задачей словарной
работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей, а так
как словарь учащихся обогащают такие виды работ, которые предполагают выяснение
семантики, лексического значения слова, то учитель и должен, опираясь на
лексику учебных книг по русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим
миром, отобрать для лексических упражнений с детьми круг таких слов, которые
нуждаются в разъяснении или уточнении их значения.
Методикой разработано немало приемов
объяснения детям непонятных слов. Эти приемы будут разными в зависимости от
характера и семантики слова. В работе с умственно отсталыми детьми наиболее
продуктивным является использование наглядных средств: показ соответствующих
предметов, их действий и признаков, активное наблюдение за ними. Для этого детям
предоставляется разного вида помощь: показ другого, резко отличного объекта при
сравнении двух сходных (вол, бык, лиса); демонстрация предмета или его
изображения (для формирования общего понятия); окрашивание в разный цвет частей
предмета (для ознакомления с ними); направляющие вопросы; конкретизация
вопросов при сравнении; составление плана наблюдения ( цвет, форма, вкус,
размер, материал, составные части и т.п.)
На уроках чтения для объяснения значения слова
могут быть использованы очень специфические средства, такие как мимика, жест, драматизации
(усмехнулся, подмигнул, скривился,
выбросил руку в приветствии и т. п.). Весьма действенным словесным приемом
объяснения значения слова является включение его в доступный пониманию ребенка
контекст. (Сравнить. Крохотный ребенок спал в коляске. Крохотный комочек родной
земли он унес с собой.) А нередко незнакомые или малознакомые слова
подсказываются самим контекстом, надо только помочь детям увидеть это. ( С
бахчи собрали богатый урожай арбузов и дыней.)
Если значение слова или словосочетания не
позволяет прибегнуть к наглядным способам, то его толкование следует раскрыть с
помощью краткого словесного толкования, использовав для этого один из способов
(наиболее подходящий для данного случая) так называемых «семантических
определений» слова:
1.Значение
непонятного детям слова раскрывается путем подбора к нему одного или нескольких
слов – синонимов, тождественных или близких по лексическому значению (
изумрудный – ярко-зеленый, холить – ухаживать, заботиться).
2.Значение
непонятного слова может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), которые
называются данным словом (металлы – это золото, серебро, железо…)
3.Значение
неизвестного слова может быть разъяснено также описательным способом (ноша – то, что несут, адресат – тот, кому
отправляю письмо).
4.Значение
непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т.е. через
указание рода и видового различия (амбар – здание, строение, постройка для
хранения зерна, муки или товаров).
5.Использование
для объяснения слова «Толкового словаря».
Применение
рассмотренных способов объяснения лексического значения незнакомых слов
обеспечит не только понимание, но и будет способствовать расширению и
углублению представлений у детей, формированию у них понятий, связанных с теми
или иными словами. После того как значение слова будет разъяснено, необходимо
упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений, показывающих, с
какими именно словами может сочетаться в речи новое слово. Без знания
сочетаемости каждого такого слова с другими словами дети не научатся правильно
и точно употреблять изученные слова в своей речи.
Большие возможности для обогащения и расширения
словаря учащихся дает
работа по подбору родственных слов. По программе специальных (коррекционных)
школ VIII вида понятие «родственные слова» вводится только в 4
классе. Но работу по разъяснению понятия мы начинаем раньше. Вначале детям
предлагаются картинки с изображением наиболее знакомого им предмета (например,
кота). Далее им предлагается самим подобрать «слова – родственники» к слову кот (котик, котенок, котята). При этом уточняется значение каждого разбираемого
слова, объясняются их различия, выясняется, почему эту группу слов называют
словами – родственниками (они похожи друг на друга, родные, как люди, и в
каждом из них живет слово кот). Такая
же работа проводится и при знакомстве со словарными словами. Например,
изучается словарное слово корзина (3
класс), подбираются слова – родственники: корзинка,
корзиночка. С помощью иллюстраций выявляем различия, составляем с каждым из
слов предложения.
Учитывая
тесную связь процессов формирования словаря с приобретением
словообразовательных навыков в уроки русского языка и ознакомления с окружающим
миром, включаются упражнения по словообразованию и словоизменению.
Речевой материал при изучении словообразования
существительных предлагается в определённой последовательности. Вначале
образуются уменьшительно – ласкательные существительные без изменения звуковой
структуры корня в производящем слове ( кот
– котик), затем с использованием суффикса –чик- с существительными мужского рода (трамвай
– трамвайчик), суффикса –к- с
существительными женского рода( лошадь –
лошадка), другими суффиксами.
Формирование навыков
словообразования прилагательных и глаголов – очень трудная задача для учащихся
с нарушением интеллекта, так как эти
части речи обладают более отвлеченной семантикой, чем существительные с
конкретным значением.
Работа
над составом слова является важнейшим средством обогащения словаря учащихся. Но
по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида состав слова не изучается в рамках начальной
школы. Поэтому навыки словообразования существительных, прилагательных,
глаголов вырабатываются посредством тренировочных упражнений вида «Измени по
образцу», «Образуй слово», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой –
маленький».
Обучение способам
словообразования учащихся с нарушением интеллекта сложная и кропотливая работа.
Дети долго и слабо овладевают значением слова. А начиная понимать значения
слов, учащиеся оказываются способными чувствовать модели словообразования.
В процессе работы по обогащению словаря очень важно
формировать ассоциативные связи, поскольку ассоциация как таковая признается многими учеными в качестве
одного из главных механизмов функционирования и обогащения сознания и психики. Поэтому
работа в данном направлении строится с учетом возможностей детей по выявлению
разносторонних связей определенного слова с другими словами лексикона.
Детям предлагается слово –
стимул, используя первоначально предметы окружающей обстановки (яркие картинки,
макеты и т. п.). Например, называется слово – стимул костюм, на которое дети должны сообщить ассоциации: праздничный, новый, красивый и т. п.
Конечно, им предоставляется помощь, задаются наводящие вопросы, чтобы они
смогли точнее ориентироваться в семантическом поле сочетания слов. Подобные
упражнения встречаются в замечательном учебнике Худенко Е. Д. и Тереховой И.
А.« Знакомство с окружающим миром» для специальных (коррекционных) школ.
Таким образом, у детей формируются синтагматическские конструкции, в
которых слово – стимул и слово – реакция составляют словосочетания.
Работа над словарем в младших классах детей с нарушением
интеллекта не предусматривает ознакомления с синонимами и антонимами.
Однако, не указывая на
терминологию, мы рассматриваем некоторые аспекты синонимии и антонимии.
Понимая, что это важная составная часть работы, которая может успешно использоваться
в расширении словарного запаса, учитель целенаправленно организует работу по подбору
детьми синонимов и антонимов. Важно, чтобы дети чувствовали отношения аналогии
– противопоставления, выстраивая работу на следующих принципах:
- подбор синонимов должен
осуществляться на основе знаний и практических навыков, имеющихся к этому
времени.
-существенные признаки в
значении слова выделяют через подбор смыслоразличительных и уточняющих
синонимов.
- значения слов сравниваются
на основе единого семантического признака(цвет, температура, предметность и т.
д.).
-Синонимические ряды,
включенные в микротему, в дальнейшем, по мере усвоения, переносятся в более
содержательные.
К
урокам подбирается такой материал, который имеет определенную ценность при
общении и является очень употребительным. При обучении детей важно выделять в
предложенном дидактическом материале (картинках, текстах, загадках, пословицах)
слова, сходные по смыслу и грамматическим признакам. Вначале это имена
существительные, затем глаголы и прилагательные, Такая очередность обусловлена
как последовательностью изучения программного материала, так и естественным
развитием речевой практики учащихся с нарушением интеллекта.
На
последнем этапе существенное значение придается закреплению словаря в связной
речи с использованием различных приемов, способствующих не только запоминанию,
но и осмысленному словоупотреблению при ответах. Моделируются ситуации, когда
необходимо использовать заданные слова в практической деятельности – не только
в урочное, но и внеурочное время. Учитывая, что учащиеся с нарушением
интеллекта многие новые слова понимают неправильно, логично использовать
различные виды работ, заданий, упражнений, загадок, ребусов, дидактических игр
– с подбором языкового материала к изучаемым понятиям.
Увеличение
словарного запаса необходимо рассматривать не только как процесс
количественного и качественного обогащения речи учащихся, но прежде всего как
развитие их мыслительной деятельности, направленной на образование лексико - грамматических
обобщений, помогающих ориентироваться в речевом материале и правильно его
использовать в различных видах практики.