Работа со справочной литературой. Словарная работа на уроках русского языка.
Некоторые приёмы словарной работы на уроках русского языка
«Абсолютно грамотными и в орфографии, и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие русские люди, считающиеся грамотными, грамотны лишь относительно, - писал академик Л.В.Щерба. – Самого себя я никак не могу считать абсолютно грамотным…» Само собой напрашивается вывод о необходимости заучивания определённого количества слов, написание которых может считаться обязательным для усвоения в школе. В течение пяти лет обучения (5 – 9 классы) в среднем приходится изучать приблизительно 600 особых по написанию слов в год. Методике хорошо известны случаи, что многие из написаний усваиваются не только на уроках русского языка, но и в процессе всей деятельности ученика, не исключая работу на компьютере. В то же время учитель должен показать обучающимся, что без умения работать со справочной литературой невозможно стать образованным человеком. Не тот образованный человек, который всё знает, а тот, кто знает, где возможно найти ответ на возникший вопрос. А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё…». Опыт убеждает в том, что работа со справочной лингвистической литературой должна характеризоваться внутренним единством, целостностью. Это касается таких моментов, как: последовательность введения различных типов словарей в учебный процесс, обучение рациональным приёмам их чтения, регулярность использования в определённых формах учебной деятельности, понимание роли справочной литературы в овладении языком. С 5 класса нужно познакомить учеников со всевозможными лингвистическими словарями, энциклопедиями, имеющимися в школьной библиотеке, а также в ресурсах интернета. Чтобы показать необходимость обращения к словарям, привожу примеры ненормативных форм, встречающихся в речи детей: «ездиют», «красившее», «делов», «пирожки с повидлой», «оплатить за проезд», «мой тапок» , «положь», «мой туфель», «удивиться на вопрос» и др. Привожу примеры высказываний школьников, в которых некоторые слова приведены ошибочно. Например: «Лодка лежала вверх кителем», «В спортзале дрессировались борцы», «Поле было засеяно полезными скульптурами», По воздухоплавательным путям носятся летом пчёлы, собирая гектар». Даю задание: «Сопоставьте значение слов дрессировать – тренировать, скульптура – культура, гектар – нектар. Для этого используйте толковый словарь. » Мощным фактором в создании прочных навыков правописания является орфографический словарь. Упражнения по привитию навыка работы со словарём можно разделить на два этапа: подготовительный (упражнения по усвоению алфавита, по нахождению в словаре нужной страницы…) и основной. На упражнения по нахождению написанных на доске трудных слов отводилось по 6 – 7 минут. Чтобы найти данное слово в словаре, нужно безошибочно называть его начальную форму. Учим детей различать части речи. Приёмы работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями различны. В словах с непроверяемыми орфограммами ошибки можно предупредить так: не разрешать писать слово, пока оно не найдено в словаре, не указана страница словаря, не написано на доске, не указана орфограмма в слове, не проговорено по слогам…При работе над словами с проверяемыми орфограммами ученики должны проверить себя сначала без словаря, применяя правило, и лишь после записи – по словарю. При проведении словарной работы (особенно в слабых классах) методисты рекомендуют придерживаться следующей последовательности: - восприятие слова на слух; - выяснение лексического значения; - зрительное восприятие ; - вторичное прочтение сова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной, других орфограмм; -деление слова на слоги; Запись слова в тетрадь с подчёркиванием орфограммы; подбор родственных слов и запись их; -составление словосочетаний и предложений с данным словом. В конце урока предложить ученику вспомнить словарное слово. В 5 – 6 классах рекомендуется проводить такие виды словарной работы: 1.Вставить в предложения словарные слова. Можно слова для вставки написать на доске. «У ученика красивый …(почерк)». «Спортсмен пошёл на …(стадион)». 2.Задать вопрос, ответом на который является словарное слово. 3.Найти потерявшийся слог. …чина (муж) …жалуйста (по) …тересный (ин) 4.Собрать слоги в слова. Ти, сан, метр (сантиметр) Та, пла, не (планета) Ле, ство, кар (лекарство) Си, ви, пед (велосипед) 5. Выписать из словаря слова, состоящие из одного корня. К данным словам подобрать однокоренные, выделить корень. Так, если в в словаре дано слово команда, то ученик должен написать правильно однокоренные командир, командировка, командировать,командированный, командировочный и т. д/ 6. Подобрать к существительным однокоренные слова с суффиксами –ик, -чик, -ник(вагончик, багажник, газетчик). Подобрать однокоренные слова с приставкой. Город – пригород Дорога – подорожник Мороз – заморозки 7. От слов партизан, фанера, смородина, ремонт, шоколад образовать прилагательные. 8. Поставить словосочетание в нужном падеже: пассажирский вагон (в род. п.) интересный собеседник (в предл.п.) прекрасный день (в твор. п). 9. Просклонять словарное прилагательное. 10. Выписать слова, а) которые соответствуют схеме… б) в которых два мягких звука в) в которых букв больше звуков г) с удвоенными согласными д) самое длинное слово е) самое короткое слово ж) записать по памяти словарные слова 11. К словам из левого столбика подобрать синонимы из правого. алфавит / аккуратный чистый / кавалерия конница / озорник шалун / азбука 12.Выписать из словаря 5 слов, в которых произношение звонких и глухих согласных расходится с их написанием. 12. Выписать те слова, в которых гласные е,ё,ю,я обозначают 2 звука (подъезд, поездка, обезьяна, вьюга, съел). Эти слова отыскиваются в словаре без записи на доске, по восприятию на слух. Затем записываются в тетрадь. 13.Орфографический словарь применяется также при написании диктантов «Проверяю себя» объёмом в 22 слова. Слова записываются по 2 на строчке в соответствии с закрепляемой орфограммой. Подобный вид работы проводить до сформирования орфографического навыка. Диктанты проверяются учащимися с использованием орф. словаря. 1. Проверяемые безударные гласные: цветник, варенье 2. Непроверяемые гласные: аквариум, маршрут 3. Проверяемые согласные: трубка, лодка 4.Непроизносимые согласные: неизвестный, радостный 5.Гласные после шипящих: щадить, овчарка 6.Правописание твёрдого знака: объявление, съёмка 7.Слитные и раздельные написания: Из-под стула, с грузом 8. Правописание мягкого знака: Вещь, с круч 9. Отсутствие мягкого знака: скучный, хищный 10.Правописание гласных в приставках: подчеркнуть, почувствовать 11. Правописание приставок на –с и –з: Расшуметься, извергать Эффективно проходит работа со словарём при работе над ошибками. Ученик самостоятельно исправляет подчёркнутые учителем слова, сличая их со словарём. Ученик выписывает слово с орфограммой, подчёркивает трудное место, в скобках указывает страницу орфографического словаря. Из всего сказанного можно сделать вывод, что установка на постоянную проверку написанного, отыскание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников, ответственность за выполнение каждой письменной работы; вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле. По мере того как учащиеся овладеют навыками работы с орфографическим словарём, учитель вводит и другие школьные лингвистические словари.