Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г.С. Швайко и И.Т. Федоренко И.Г. Пальченко, В.Н. Зайцева. Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению? • 1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе. • 2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. • 3. Неумение найти главное в тексте. • 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). • 5. Артикуляция. (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвуют слуховой аппарат). Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать". (Сказать "21"). Даю такие задания: • 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и. • 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко. • 3. Найди лишнее слово: А) река Б) слон В) мала речка лев моль ручей мак мела ручка тигр мила ручеек • 4. Раздели слова на две группы: А) корова Б) заяц В) ленивый соловей горох смелый коза ежик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока волк трусливый огурец • 5. Из какого произведения слова? Кто автор? " "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной." " Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!" " "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост". Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит). Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения: 1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю. 2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. 3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова. Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения: 1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память. 2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный. 3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме: … не обижаю … приглашаю … угощаю … играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …" Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как: • 1. Чтение за учителем (за лидером). • 2. Чтение в парах, групповое чтение. • 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. • 4. Чтение с убыстрением темпа. • 5. Чтение с переходом на незнакомый текст. • 6. Жужжащее чтение. • 7. Чтение в темпе скороговорки. • 8. Зрительные диктанты. (по Федоренко). Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения. Изучила опыт работы учителя Н.И. Семяшкиной из г. Сургута по развитию фонематического слуха и использую следующие упражнения: • 1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая. • 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень). • 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …) • 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак. • 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик. • 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора. • 7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик - оса, слон, лось, ива, иволга, корова. • 8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?" • 9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? ( самолет, листопад, пылесос). Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Урок чтения в 1 классе. Тема: Звук [ц], буквы ц, Ц Цель: • Закреплять изученные звуки и буквы. • Познакомить со звуком [ц] и буквами ц, Ц. • Совершенствовать технику чтения. • Развивать речь, внимание, зрительную память; расширять угол зрения, кругозор. • Активизировать интерес к чтению, развивать творческую фантазию. • Воспитывать любовь к чтению, к животным, нравственные качества Оборудование: Буква ц, Ц (корона) и карточки с гласными а, о, у, ы, е, и, изображение буквы Ц в летописях, картинка с изображением кузнеца и схема этого слова на доске , мягкие игрушки рак, слон на подставке, собачка, шкатулка, кубик с буквой ц, цирковая афиша, картинки с изображением животных: волк, синица, лось, белка, лиса, заяц; читательские дневники, карандаши, таблица Шульте общая и индивидуальные, картинка с изображением нескольких предметов; закладки, цветной мел, секундомер, буквы: к, у, з, н, е, ц, ы, а, и, наборное полотно. Ход урока: I. Организация класса. Улыбнитесь другу! Поздоровайтесь глазками. В классе много гостей. Поздоровайтесь! Собачка будет с нами грамоте учиться, слон - индийский гастролер не случайно - узнаете позже, а мудрый рак, как всегда, познакомит нас с новым звуком и буквой. II. Контроль за домашним чтением. Кто много читает, тот много знает! Покажите свои читательские дневники. У кого в дневниках появились новые записи? Что вчера читали дома? (название книги, автор, интересные моменты). III. Развитие зрительной памяти, внимания, расширение угла зрения. 1. кукла кепка шапка бант ремень платье юбка носки Задание: Заполнить изображенные предметы и через 1 секунду назвать их. Кто больше? 2. Что лишнее? А) бо та лю ды ву Почему? Что сделало слог мягким? Д! Б) Задание: Составить распространенное предложение с любым словом. 3.Разделить слова на две группы. Почему? Д! ленивый смелый* честный* жадный добрый* трусливый 4.Таблица Шульте. Д! 1 14 9 6 15 18 2 11 7 3 16 20 12 5 19 17 10 13 8 4 Задание: 1 ученик у доски, остальные - на индивидуальных картах за 10 секунд: Кто назовет по порядку больше чисел? IV. Повторение пройденного материала. *Какой звук мы изучали на прошлых уроках? *Что вы о нем узнали? (гласный, указывает на мягкость предшествующего согласного звука, хитрый, т.к. если он стоит в начале слова, или после гласной, то слышали 2 звука Й, У). • 1. Жужжащее чтение стихотворения "Старый вальс". • 2. чтение по цепочке по 1 строчке. • 3. целостное чтение. • 4. Чтение "Гонка за лидером". *Почему Юла не нашла себе пару? V. Новый материал. 1. Знакомство со звуком [ц]. Посмотрите на предметную картинку. Кто на ней изображен? (кузнец). 2. Звуко - буквенный анализ слова по схеме. Д! (В слове 2 слога, т.к. два гласных, 6 звуков, в первом слоге 3 звука - слияние твердого согласного с гласным и мягкий согласный вне слияния, он безударный, второй слог ударный, в нем 3 звука, слияние мягкого согласного с гласным и твердый согласный вне слияния). *Что означает слово "кузнец"? (мастер ручной ковки). Послушайте последний звук. Какой он? (согласный т.к. при его произношении воздух встречает во рту преграду, глухой, т.к. при произношении больше шума. Звук ц всегда твердый!). Задание: Придумайте слова, в которых встречается звук [ц]. Фонетическая зарядка: Как подзывают цыплят? 3. Знакомство с буквой ц, Ц. Букву на кубике учитель достает из шкафа. Ее принес в класс мудрый Рак. 4. Заучивание стихотворения про букву Ц. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок - царапка Как кошачья лапка. 5. Знакомство с буквой Ц, изображаемой в летописях. 6. Игра "Живая буква". Королева Ц (корона). К ней приходят в гости гласные а, о, у, ы, е, и. Задание классу: Прочитать слоги - слияния и дополнить их до полных слов. (цапля, кольцо, цирк, церковь) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны (прыгают) Целый день они скакали Спать ребятам не давали. Кар - кар - кар! (громко) Только к ночи умолкали И все дружно засыпали Кар - кар - кар! (тихо положили голову на руки на парту и уснули) 7. Игра "День - ночь". Д! кузнец кузнецы кузница кузницы • *Что изменилось? • * Как понимаете значение слова "кузница"? • * Как называются эти слова? (Родственные, однокоренные). VI. Закрепление пройденного материала. 1. Работа с пословицами. Д! Землю красит солнце, а человека - труд. Красна птица пером, человек умом. *В каких словах встретился звук [ц]? *Как понимаете значение этих пословиц? 2. Работа на странице 174 учебника по картинке. Развитие речи. *Что изображено на картинке? (арена цирка). *Кого вы видите на картинке? 3.Чтение рассказа на странице 175. • " Чтение учителем вслух • " Самостоятельная работа, жужжащее чтение • " Чтение по цепочке по 1 предложению • " Чтение за лидером. • *Как можно озаглавить рассказ? (Цирк) • *Чем заняты тигры в цирке? • *Зачитайте, что делают медведи? • *О ком вы еще узнали? Что они делают? • *Какой знак стоит в конце последнего предложения? Значит, какое предложение? Прочитайте его выразительно. 4.Беседа по цирковой афише. *Что это? Посмотрите внимательно. Где и когда вы встречали этих артистов? Что вам особенно понравилось и запомнилось? Почему? *Где еще вы видели цирковое представление? На представлении не было слона, он сегодня после гастролей приехал к нам и привез игру "Буква спряталась". Если вы правильно прочитаете слова, то слон подружится с вами и погостит. Д! КОЛЬ…О КУРИ…А …ИРК …ЫГАН …АПЛЯ СКВОРЕ… СИНИ…А 5. Чтение стихотворения "Ухитрились люди в цирке…". На странице 176. *Чему люди научили животных в цирке? V. Итог урока. *С каким звуком познакомились на уроке? *Что узнали об этом звуке? *Какой буквой он обозначается? 2 класс. Чтение. Тема: "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". Борис Викторович Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". Цель: Познакомить с новым разделом, с произведением Б.В. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь и кузовок". Совершенствовать технику чтения , развивать речь, учить мыслить, рассуждать. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, любовь к знаниям. Оборудование: название раздела на плакате, пословица "Чтение - вот лучшее учение, часы, рабочие тетради, таблица Т.Г. Шульте." Ход урока: I. Организация класса. 1. Сообщение темы, целей урока.. Начнем изучение нового раздела, познакомимся с произведением незнакомого автора, продолжим работу над техникой чтения. II. Упражнения по развитию памяти, внимания. 1. Работа в тетрадях. (набор №3) Д! Прилетели птицы. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. III. Проверка выполнения домашнего задания. *Как назвали свой журнал? Почему? *Какое написали стихотворение? … не обижаю … приглашаю … угощаю … играю *Кто автор стихотворения? (Роман Сеф) *Кто никогда не причинит зла другим? 1. Жужжащее чтение. 2. Взаимопроверка (II вариант читает первому) и оценка. Почему? 3. Проверка учителем. IV. Новый материал Начинаем изучать новый раздел *Что лежит в названии? *Как понимаете название? 1. Вступительное слово учителя. Максим Горький признавался, что всем лучшим в себе он обязан книге, чтению. Вам знакомы, конечно, и Пушкинские слова, ставшие пословицей "Чтение - вот лучшее учение". В самом деле, как это так, что читая, человек становится каким-то другим, более умнее, сердечнее и добрее. У каждого это происходит по-разному, но, конечно, не вдруг: прочитал - и сразу же почувствовал, что стал другим (хотя и такое изредка случается). Как правило, все происходит незаметно, постепенно накапливается капля за каплей. То мысль интересная запала в память, то какой-то персонаж захватил воображение, мысли и чувства; то в к5акой-то момент жизни всплывает эпизод из прочитанной книги и подскажет, как правильно тебе самому поступить. Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по ее страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание, переносясь в воображение в мир, созданный писателем посредством слова. Сегодня мы познакомимся рассказом Бориса Викторовича Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". 2. Словарная работа. Д! Штукатурное и малярное дело Паркетчик - мастер, который изготавливает из дощечек узоры. *От какого слова произошло? *с помощью чего? Золотые руки Ни на пол - мизинца Работа будет тяп - ляп Вылощил волчьим зубом - натер до блеска ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Таблица Шульте) 3. Чтение вслух учителем. (Сели красиво, спинки прямые) Вопрос до чтения: Почему рассказ так называется? Какую ягодку вы бы положили в свой кузовок? а) На контроле во время чтения кто успевает за учителем. б) Работа над техникой чтения по системе Федоренко со слов "Митя прилежно, как ученик…" " 1 минута читает обычно " 1 минута читают обычно " 30 секунд - скороговоркой (этот же отрывок) " 1 минуты читают обычно с переходом на незнакомый текст. *О чем прочитали самостоятельно? 4. Выборочное чтение. а) Ответы на вопросы, заданные до чтения. б) Зачитать, какой совет дал мастер Мите? *Прав ли он оказался? *Можно ли его советом воспользоваться в ваших повседневных делах? 5. Чтение, деление на части, озаглавливание, анализ. "Митина бабушка". *Что узнали о бабушке? *Почему старичок сказал: "Твоя бабка … из пословиц сложена?" *Зачитайте, какие встретили пословицы? *Как вы их понимаете? *Как относились к бабушке окружающие? V. Чтение на время (1 минута). Записать результат. Сравнить. VI. Итог урока. *С произведением какого автора познакомились? VII. Домашнее задание. " Краткий пересказ. " Выписать в тетрадь пословицы. 2 класс Литературное чтение. (по учебнику В.Г.Горецкого "Родная речь") Тема: Загадки, пословицы, поговорки. Цель: продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества; работу над совершенствованием техники чтения; развивать речь, память, познавательную активность, внимание, сообразительность, умение рассуждать. Сравнивать; приобщать к богатствам народного языка; воспитывать патриотизм. Ход урока. I. Организация класса. *С каким настроением вы начинаете работать? (Положить на парту , или , или ). Давайте улыбнемся друг другу и отправимся в страну Знаний. II. Повторение и проверка домашнего задания. *Вы актеры - мамы и папы. Читайте так, чтобы вас было интересно слушать зрителям. А теперь возьмите свои игрушки и спойте им колыбельные песенки, которые пели вам ваши родители (нужно было приготовить дома). III.Изучение нового материала. Доска: (таблички) Русские народные песни, загадки, небылицы, пословицы, потешки, считалки, поговорки, скороговорки, колыбельные и обрядовые песни. *Что объединяет все эти слова? (Это литературные жанры устного народного творчества). Задание: Разделите их на две группы. После того, как дети разделят, учитель располагает под табличками МЫ УЖЕ ЗНАЕМ: МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ: 1. Беседа с учащимися. *Что такое загадка? Кто их автор? 2. Игра "Собери овощи в корзину". Учитель загадывает загадки, предметы - отгадки лежат на столе. Нужно правильно отгадать и положить в корзину, объяснив, по каким признакам догадались. 1. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь 2. Золотое решето, черных домиков полно. 3. Без окошек, без дверей - полна горница людей. 4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. 5. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. *Какие загадки об овощах вы знаете? *Какой предмет здесь лишний? Почему? (Подсолнух) *Легко или трудно было отгадывать загадки? Почему? Детской игрой, полезной забавой является в наши дни загадывание загадок. А раньше это было занятие взрослых, и они относились к нему с большой серьезностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания! Известна древнегреческая легенда о Сфинксе - чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на горе возле города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же : " Что ходит утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?" Люди не знали, не могли ответить чудовищу, и он пожирал их. *Кто из вас мог бы отгадать эту загадку? Только герой Эней сумел догадаться, что речь идет о человеке: В детстве человек ползает, в зрелом возрасте свободно ходит, а в старости опирается на палку. В сказках герой подчас, тоже рискуя головой, отгадывает загадки: что мягче всего на свете, сколько на небе звезд, кто сильнее всего, как глубока земля? 3. Чтение загадок (отгадку нарисовать на доске - по рядам.) I. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел - красну шапочку нашел. II. Два брюшка, четыре ушка. III. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут. 4. Чтение загадок (работа в парах) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 5. Знакомство с пословицами и поговорками. *У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда у тебя горе, и когда у тебя радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое переживание, на всякую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит ПОСЛОВИЦА. Родились они в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью. В них выражен опыт людей, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Доска: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата - поймать рыбку: Какие? " Раздобыть и отладить снасть - удочку, " Заготовить червей, приманку, " Дойти до реки, найти рыбное место, " Насадить червяка на крючок, следить за поплавком, " Умело закинуть удочку, " Вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка, " Снять с крючка и опустить ее в ведро с водой. " А какой переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни? (Ученица любит только "4" и "5" получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как, на уроках отвлекается. Ее подруга смотрела - смотрела на ее и говорит: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".) 6. Игра. Ученик читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее до конца. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы ее договорил и в свою очередь предложил начатую цепочку. 7. На доске записаны первые части пословиц, а на карточках - вторые, которые розданы детям. Задание: Соединить части и установить, в чем смысл и к какой теме можно отнести. 8. Чтение пословиц из каждой тематической подборки в учебнике. Выясняется ее смысл, когда она может быть употреблена. IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. *У кого изменилось настроение? ( , , ). Почему? *С какими жанрами устного народного творчества познакомились? *Какой жанр понравился больше? Почему? V. Домашнее задание. " Правильно читать пословицы и поговорки " Составить свою загадку, нарисовать отгадку. |