04.05.24, 00:53   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3049

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1728
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Каталог статей

Главная» Статьи» » Статьи

Русский язык и культура речи педагога
Областная научно-практическая конференция
«Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования».

«Русский язык и культура речи педагога».

Выполнила: Брызгалина Е.В.
учитель русского языка и литературы.

г. Удомля.

В оный час, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом воздвигали города.
Н. Гумилев

Русский язык - важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место. Ускорение ритма жизни, прагматизация мышления приводят к тому, что подчас язык «Евгения Онегина» и «Тихого Дона» не умеет «оказывать услуги» тем, кто общается исключительно по мобильному телефону или через брокерские конторы. Очевиден кризис русскоязычного сознания, результат которого – волна «новояза» в повседневной речи наших соотечественников. Вот почему нет сегодня более важной для становления нации в ее новом качестве проблемы, чем кризис культуры речи. Педагог, формирующий поколение, которое объединяет гуманистические идеалы с технологическими приоритетами, видит и объясняет мир через призму культуры речи учителя. «Границы моего языка означают границы моего мышления», - декларирует Л. Витгенштейн: каждый из нас – языковая личность, и мы воспринимаем и оцениваем мир настолько, насколько это делает наш язык, производное от него – наше речевое поведение. Культура речи – важнейшая часть культуры личности; для учителя – еще и личности каждого из тех, чей духовный облик он формирует.
В наши дни наблюдается деградация языкового сознания и речевого поведения многих из тех, кто вошел в наступающее тысячелетие. Отмечается уменьшение активного словарного запаса носителей языка, опасная для его функционирования засоренность иноязычной лексикой, прежде всего англицизмами; обилие слов-паразитов, «какбизм» (М. Р. Савова), проникно-вение в речь элементов тюремной субкультуры («тюрьмизмы»), попытки легализации арго и бранной лексики.
Состояние языка, речи отражает состояние всей нации. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя. И лишь сами для себя этот клад нашедшие, т. е умеющие видеть грани и светотени русского слова.
Что педагог может противопоставить потоку языкового хулиганства, внедряемого с экранов телевизора, кассет и дисков?
Проектирование личности, владеющей потенциалами родного языка, предполагает знание индивидуальных запросов и потребностей, а также зоны актуального и ближайшего развития учащихся. И следовать нужно именно от них, незаметно формируя новые установки и мотивации, одна из которых - овладение богатствами родного языка. О необходимости оттачивать речь стоит не просто говорить ребятам: эту речь, точную, логичную, выразительную, им надо показывать.
Культура речи учителя объединяет факторы филологический и педагогический. А сегодня это еще и важнейший этиологический фактор, за которым - перспективы национального менталитета, возможность быть или не быть. И если культура речи – принципиальная характеристика общей культуры человека, то культура речи учителя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив всей нации.
Культура речи – это характеристика устной и письменной речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров сказанного. Это знание и нормы, и ситуации общения.
Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность.
Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное. Объем понимания – отражение качеств речи педагога. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Культура педагогической речи учитывает данные многих наук. Оказываясь конкретизацией культуры речи в целом, она делает акцент на оптимальность высказывания и общения для целей и задач преподавания – учения – обучения. Это следует из особенностей самой деятельности педагога, однако, сколь бы ни была своеобразна его речевая манера и сколь бы ни разнообразны оказались внедряемые им методы, речевые нормы и качества грамотной речи устойчивы. А коммуникативные задачи, являясь прямым, главным и подчас единственным выражением педагогических, отливаются в те нормы и нормативные категории, которые изучаются культурой речи.
Военная пословица гласит: «Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу». Надо ли говорить, что для преподавателя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на уроке, выступления перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. В то же время искусство речи - ахиллесова пята многих педагогов. «Я твердо убежден, - писал В. А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность учебной работы также снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка.
Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Жестикуляция помогает уточнить сказанное, указать на ошибки. Четкая дикция, грамотная речь, удачно подобранные иллюстрации делают материал доходчивым.
Особое внимание педагог должен уделять фатическим (контактоустанавливающим) элементам занятия, т.к. они очень важны для формирования взаимоотношений учителя и учащихся, с наибольшей силой влияют на разворачивающийся процесс занятия, определяют психологические роли его участников.
Каждый фатический элемент: приветствие, обращение, сообщение темы урока, постановка оценки, комментарий к ответу, похвала и порицание должен иметь свою специфическую интонировку, свои нацеливающие на восприятие или действие речевые алгоритмы.
Чтобы владеть палитрой средств речевого воздействия и взаимодействия необходимо знать и уметь применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания. Для оптимального профессионального общения учитель также должен владеть контекстами речи: лингвистическим (состоящим из слов и фраз), паралингвистическим (сопровождающим высказывание голосовыми модуляциями), экстралингвистическим (мимико- жестикуляционными особенностями), ситуационным (деталями, образующими ситуацию общения). Поскольку «говорит не слово, а музыка за словами» (Ф. Ницше), подлинный смысл произносимого увидеть невозможно, если не учитывать невербальных контекстов речевого сообщения.
Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И овладеть этими умением может каждый учитель, помня высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово - это не игрушечный шар, летящий по ветру, это орудие работы: он должен подымать за собой известную тяжесть».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М.; Воронеж: Изд- во Междунар. пед. акад., 1995.
2. Мурашов А. А. Культура речи: Учеб. Пособие.- М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2004.
3. Мурашов А. А. Культура речи учителя.- М.: Изд- во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
4. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. – Минск, 1995.
5. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М: Московский психолого- социальный институт; Флинта, 1998.

Управление образования администрации Удомельского района
Тверской области
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

ДОКЛАД

Тема: «Русский язык и культура речи педагога».

Брызгалина Екатерина Викторовна

учитель русского языка и литературы.

г. Удомля 2007 год
Категория: Статьи| Добавил: Екатерина(23.12.11) W
Просмотров: 3619 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

             Календарь

А что у нас новенького?

[03.05.24]
План работы МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова на май 2024 года(0)
[18.04.24]
Дополнения в Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова»(0)
[15.04.24]
Отчет о результатах самообследования МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова за 2023 год(0)
[29.03.24]
Изменения к Положению о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова»(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 04.05.24