52. Дорога - Физика вокруг нас-2018 <!--if(Фестивали, конкурсы)-->- Фестивали, конкурсы<!--endif--> - Фотоальбомы - Официальный сайт школы №1 им. А.С. Попова г. Удомли
«Фотография – средство изучения физического явления»
1. Почему мы видим горизонт? Земля имеет (приближённо) форму шара. Луч, проведенный вдаль от глаза стоящего на земле человека, касается поверхности шара, и эту точку касания мы видим как точку "края Земли". Это и есть самая далёкая точка на поверхности, которую мы видим. Всё, что находится дальше этой точки, скрыто от нас выпуклостью земной поверхности. Все такие точки образуют горизонт. Если залезть на лестницу, горизонт отодвинется от нас дальше. Если глаз на высоте 2 метра над грунтом, то дальность горизонта примерно 5 км.
2. Почему появляются трещины на асфальте? Основными причинами разрушений покрытия в виде трещин являются: воздействие транспортных нагрузок, перепады температур от положительных к отрицательным, низкие отрицательные температуры, трещины и швы в нижележащих слоях, различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий, неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды, образование пучин, сопровождающееся возникновением сетки трещин в дорожной одежде. В зависимости от природы трещинообразование приобретает различные формы: – отраженные трещины : возникают в результате концентрации напряжений в асфальтобетоне над швами итрещинами основания при перемещениях плит и блоков основания; – температурные трещины: образуются за счет возникновения температурных напряжений при охлаждении покрытия, как правило, по истечении нескольких лет вследствие старения битума, из-за чего асфальтобетон теряет свою деформационную способность при отрицательной температуре; – силовые трещины: образуются за счет возникновения напряжений от действия транспортной нагрузки при недостаточной несущей способности основания и (или) при недостаточной прочности асфальтобетона на изгиб; – технологические трещины: возникают в результате неправильного подбора состава асфальтобетонной смеси, нарушения технологии устройства слоев и уплотнения смеси, а также в местах продольных и поперечных сопряжений смежных полос асфальтобетонного покрытия; – усталостные трещины: возникают преимущественно в виде поперечных трещин на нижней поверхности дорожного покрытия вследствие прогиба слоев дорожной одежды, затем в течение 6–12 лет в зависимости от интенсивности движения и климатических факторов прорастают на всю толщину дорожного покрытия; могут также развиваться от поверхности покрытия вниз. В любом случае основное влияние на работу дорожных покрытий и непосредственно процесс образования трещин на них оказывают транспортные нагрузки и весь комплекс погодно-климатических условий. Под воздействием транспортной нагрузки асфальтобетонное покрытие работает на изгиб, максимальные растягивающие напряжения возникают в нижней зоне, а их величина зависит от толщины покрытия, соотношения модулей упругости покрытия и основания.
3. Почему стирается дорожная разметка? На срок службы разметки влияет целый ряд факторов: температура воздуха при нанесении не ниже +5 C; поверхность дорожного покрытия должна быть чистой и сухой; не допускается заезжать на разметку в течение 40 минут после нанесения. Но самые главные факторы, влияющие на срок службы разметки — наличие источников абразивов (песка и т.п.) и использование шипов на автомобилях. Ни одно покрытие не выдерживает постоянного воздействия абразивных материалов: попробуйте в течение месяца тереть наждачной бумагой бетонный блок, и к концу месяца увидите внушительного размера выемку.