Семь шагов к успешной сдаче экзаменов
Экзамен – сложная пора не только для детей-выпускников, но и для родителей.
Это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.
Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии её.
Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.
Уважаемые родители!
Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и
испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,
собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все
повторить перед экзаменом – сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но…
стоит взять билет, глубоко вдохнуть и
немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и
понятным.
Эти тревожные моменты для родителей уже давно позади, теперь вашим детям предстоит преодолеть их.
Давайте попробуем выстроить основные шаги к успешной сдаче экзаменов:
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.
Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно,
что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в
том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной
деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно
ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен
ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно: «Я должен
доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной
несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии
экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое
может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка
на право чувствовать себя человеком.
Второй шаг: доброжелательные взаимоотношения с ребенком (особенно в напряженные и волнительные периоды жизни) – «Быть рядом!»
Чтобы избежать излишней напряженности в отношениях с ребенком, ВАМ, родители, нужно:
- поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).
- Прямо говорите ребенку о том, что он любим, независимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения и нотации ("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять, делай то-то…").
Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что-то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди.
Третий шаг: научитесь владеть своими эмоциями (и родители, и дети). Правильное реагирование на стресс – залог успеха!
3 фазы реагирования на стресс:
-1 реакция – тревога (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).
-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)
-3 реакция – истощение (после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению)
Развивайте умение отслеживать у себя появление напряженности и возникновение стресса
Признаки стрессового напряжения:
· Невозможность сосредоточиться на чем-то
· Слишком частые ошибки (не характерные для этого человека)
· Ухудшение памяти, внимания.
· Слишком часто возникают чувство усталости.
· Очень быстрая речь, быстрая ходьба
· Мысли часто «улетучиваются»
· Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
· Повышенная возбудимость и раздражительность
· Появление агрессивности, конфликтности
· Проявление нетерпеливости, нервозности
· Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
· Потеря чувства юмора
· Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
· Появление чувства душевного опустошения
· Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
· Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
· Отрицательное отношение к жизни
Шаг четвертый: Предугадывание успешности или неуспешности
В любом деле есть два исхода – либо успешное окончание, либо неуспешное. В любом случае – это результат, к которому необходимо относиться серьезно. Даже если что-либо не получилось – важно проанализировать – почему не получилось, что или кто помешали успешному завершению дела, как нужно поступать и нужно еще сделать, чтобы добиться хорошего результата.
Необходимо знать, что экзамен либо сдашь и получишь достаточно проходных баллов для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения, либо не сдашь и не наберешь необходимого количества баллов. Так или иначе – это результат подготовки к экзаменам, это уровень освоения учебного материала, это отношение к самому экзамену.
Поэтому важно заранее готовиться к сдаче экзаменов, а не за одну-две недели!
Проблемы на экзаменах.
К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы.
Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой.
Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации.
Проблема заключается в следующем:
Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью, предписанной всем.
Встает двойная необходимость:
1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах.
2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию.
Вывод: Решение возникшей двойной задачи требует от подростка принятия на себя ответственности за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития.
1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.
Создание условий успеха для подростков:
- Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,
- Возможные стратегии выбора,
- Способствование повышению уверенности в своих силах,
- Укрепление чувства собственного достоинства,
- Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства
Шаг пятый: Что делать? Как быть?
Как хорошо, когда все проблемы ребенок обсуждает и пытается решить вместе с родителями!
Родители – самые близкие люди, которые безусловно любят своих детей, которые никогда не будут лгать и лицемерить, к которым просто необходимо обращаться в трудные и ответственные минуты!
Родители, помните, ВЫ всегда можете помочь своему ребенку! Выслушивайте своего ребенка, поддерживайте его, радуйтесь его успехам и анализируйте его неудачи, пробуйте разные способы преодоления трудностей ВМЕСТЕ!
При нарастании стресса у ребенка, ВЫ можете предложить ему следующие рекомендации.
Рекомендации по преодолению стресса:
· Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
· Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
· Стараться высыпаться и правильно питаться
· Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
· Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания
(новости, комплименты, хорошие дела).· Можно поплакать, и в этом нет ничего плохого
· Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
· Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
· Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
· Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Шаг шестой: Внимательность и наблюдательность!
Родителям важно внимательно относиться к своим детям!
Родителям важно быть внимательными и замечать любые эмоциональные изменения в поведении ребенка. Замечать когда ребенку весело и хорошо, интересоваться почему и по каким причинам ему хорошо. Не менее важно отмечать, когда ребенок грустный, раздражительный, в подавленном состоянии, замкнут, неразгорорчив или агрессивен и озлоблен. Важно интересоваться его настроением не от случая к случаю, а РЕГУЛЯРНО, ПОСТОЯННО. Причем делая это откровенно и заинтересованно, проявляя самые добрые намерения и свою личную эмоциональность!
Дети это оценят!
Если вы заметили, что ребенок изменился, стал не таким как обычно, попробуйте проследить у него признаки психологической усталости.
Психологическая усталость и ее преодоление
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
· Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор, доверительная беседа
· Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов, рисования, слушания музыки и т.д.
· Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы
· Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
· Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)
Антистрессовое питание
Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг
Лучшему запоминанию способствует – морковь
От напряжения и усталости хорошее средство – лук
Выносливости способствуют орехи (укрепляют нервы)
Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
От нервозности вас избавит капуста
Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
Стимулирует работу мозга пища, богатая белками – мясо и рыба.
Сахар совсем не является средством для повышения работоспособности.
Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в которых он находится:
Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частности перед экзаменом. Врач подскажет, по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.