Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Задачи: 1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся. 2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий: • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве; • .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению. 3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Ход урока. 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас 2.Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Голову поднимем выше и легко, легко подышим, - спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот); - надуваем воздушный шар; - дуем на кипящее молоко. Чтение чистоговорок. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка). Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у мальчиков шары. Ро-ро-ро - у Раи новое ведро. Ру-ру-ру - начинаем мы игру. 3.Повторение. -Какое стихотворение читал? («Читалочка») - Постарайся при чтении передать радость. -Вчера мы говорили о сказочных героях. Отгадай, о ком говорится в стихах:
Из танцзала короля девочка домой бежала. Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета. Кто, скажи, девчушка эта?
Уплетая калачи ехал парень на печи, Прокатился по деревне и женился на царевне.
Бабушка в лесу живёт, Травы - зелье собирает. Пол в избе метлой метёт, в ступе по небу летает. Из кости её нога Эту бабу звать ...
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Выставка книг с героями сказок. - Можешь взять в библиотеке эти книги и прочитать! 4.Новый материал. 1) Фонетическая зарядка. -Кто это? (Собака) -Как она рычит? (Р-р-р) -Какой это звук? -Почему? 2) Введение в тему урока. - Прочитай название текста. -Как ты думаешь, о какой букве мы сегодня будем читать и говорить? -Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина. 3) Чтение слогов-слияний. - Буквы живут очень дружно, часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова. ра ро ру ры ри ре ря рю Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий...). Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки...). Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк...) 4)Измени слова так, чтобы каждое обозначало несколько предметов: зверь — звери. Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь. Физкультминутка. 5) Работа над произведением. Чтение слов с доски с пометкам. 1) Чтение учителем 2) Ответы на вопросы -Какой звук не выговаривал Женя? (Р-р-р) -Как ребята к этому относились? 3) Словарная работа -Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай. -Прочитай, как правильно произносить эти слова: Па – ро - ход та – ра - кан ры - ба -Запомни их написание 4) Выборочное чтение – чтение по ролям -Прочитаем в начале рассказа разговор детей с Женей по ролям - я за автора, а ты за Женю. -Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился) -Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р]. -От радости, как он произнес слово «Павлуша». -Почему? (научился выговаривать звук) -Так, кто обучил мальчика? 5) Ответ на вопрос учебника -Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.) 6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха. Повторное чтение названия рассказа. -Как еще можно назвать рассказ? (Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство). Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
5. Обобщение. Итог урока. -Какое произведение читали на уроке? -Кто автор рассказа? -Какой звук не мог выговаривать Женя? -Научился ли мальчик произносить звук [р]? -Давайте и мы закрепим произношение звука [р] Почему тигры рычат: «р-р-р» Вороны кричат: «кар-р-р» Кони хрипят: «хр-р-р» Ставни скрипят: «скр-р-р» Летит вертолет: «др-р-р» Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р» выговаривать! (П. Высоцкий) 6.Рефлексия. - Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто или что помогало справиться? – Ты доволен сегодня своей работой? –Хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как бы ты оценили свою работу? Почему? Доп. задания: 1. Исправь слова: каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб. 2. Сможешь ли ты услышать в стихотворении М. Лепилиной «Не боится Рая лая» слова, различающиеся звуками [р] и [л]: Не боится Рая лая. На дворе играя, Рая слышит вдруг: собака лает. Не боится Рая лая — на цепи собака злая!