Учитель начальных классов Калинина Любовь Николаевна
Проработав несколько лет в школе, я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира, особенно во втором классе. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках. Родители давали отрицательную оценку учебникам. Неудовлетворение от результатов работы испытывала и я сама. Хотя я старалась включать в уроки кроссворды, загадки, ребусы. При опросе использовала множество различных карточек, чтобы проверить знания большего количества детей. Проводила уроки в нетрадиционной форме. Все перечисленные приемы и формы, конечно, активировали познавательную деятельность учащихся, но, на мой взгляд, недостаточно. Поэтому я решила не останавливаться на достигнутом и заняться проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира более основательно. Поставила перед собой цель:
• найти и использовать в системе такие формы и приемы активации познавательной деятельности, которые способствовали бы решению основных задач курса окружающего мира: 1) сформировать у учащихся представление об окружающем мире как едином целом; о роли и месте в нем человека; 2) сформировать у детей убеждения в необходимости охраны природы как одном из главных условий здоровья людей; 3) воспитывать гуманную, творческую, социально активную личность, относящуюся к богатствам природы бережно и ответственно; 4) развивать познавательные навыки учащихся в процессе работы на уроках окружающего мира.
Искала и пробовала многое. Остановилась же на таких формах и приемах активизации познавательной деятельности, как:
• дифференцированные задания; • работа в группах; • проблемные ситуации; • нетрадиционные уроки; • внеклассная работа.
Кроме того я отказалась от прежнего учебника и перешла на новый учебник.