Нурматова Ю.В., педагог-психолог
Иллюстрация к выступлению на МО педагогов-психологов
Основной тезис презентации: "Только совместным усилиями всех
специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся
«группы риска»"
Тема МО:
Система работы с детьми, нуждающимися в особом психолого-педагогическом подходе
Тема выступления Нурматовой Ю.В.: «Система работы с обучающимися среднего и старшего
звена, состоящих на учете в ГДН и ОДН и являющихся «группой риска» в ОУ».
План выступления:
- выявление детей «группы
риска» (диагностика, анкетирование) и основные проблемы детей «группы риска»
- работа с родителями
- работа с педагогами
- психолого-педагогическое
сопровождение детей «группы риска» (состоящие на учете в ГДН и ОДН) – система работы, состоящая из:
Программы
коррекционно-развивающих занятий,
тематических консультаций,
Программа «Сталкер», тренинги
и т.д.
Изучение семьи
Взаимодействие с социальным
педагогом, зам.директора по ВР, администрацией ОУ
- рекомендации, памятки и
пакет диагностического инструментария
Данная проблема особенно актуальна именно с
детьми от 10 до 14 – 15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а
также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо
по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические
изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более
уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в
подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические
заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы
социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым
очень сложно.
Категория «трудных»
подростков весьма разнородна и обширна, и нет возможностей охватить все
варианты трудностей. Поэтому, мы остановимся, только на тех, кто вызывает
наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Прежде всего, как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью.
Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Не
менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению
церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям.
Третий фактор риска -
неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.
Три существенных признака,
составляющих содержание понятия «дети группы риска»
- Первым
признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от
нормы поведения.
- Вторым
признаком является то, что поведение таких детей и подростков трудно
исправляется и корректируется.
- Третьим
признаком является то, что дети группы риска особенно нуждаются в
индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании сверстников.
Причины появления детей «группы риска»
- врожденные
особенности;
- дефекты семейного
воспитания;
- нарушения
в развитии эмоционально-волевой сферы;
- окружающая
среда.
Трудности и проблемы
детей «группы риска»
- ЗПР
- Заболевание
ЦНС
- Соматические
заболевания и тяжелые травмы
- Негативные
отношения со сверстниками
Алгоритм деятельности
по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
Первым
этапом деятельности по
сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.
Второй
этап - анализ полученной информации.
Третий
этап - совместная разработка
плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога,
родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого
проблемного учащегося.
Четвертый
этап- консультирование всех
участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый
этап - решение проблем, то
есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой
этап - анализ выполненных
рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?
Седьмой
этап - отслеживание и
дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития
ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Основными направлениями
деятельности психолога являются
оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него
чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить
перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать
такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся
проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения). Если
с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они
нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно
использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей
деятельности как родителя, воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее
животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные
причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем,
особенности защитных механизмов.
Практический психолог должен применять в работе с такими детьми
различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы
риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа
дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как
внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве,
использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие
образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Завершая разговор о детях "группы
риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо
соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика,
поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика.
Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за
помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в
тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для
этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать
лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и
другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему
трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности
семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается
зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой
учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь
ребенку, создать условия для компенсации трудностей.