20.04.24, 16:36   
  Вы вошли как Гость


 

                                                                                                           
                                                                                     
                                                                              
Управление образования
                                                                                                        Администрации Удомельского городского округа
                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                     МБОУ УСОШ №1              
                                                                                                                им. А.С. Попова
        
                
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                  
                  
                                                                                                                                                                          
                                                                                                                          
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос

«Хорошая школа – это школа, в которой…»

Всего ответов: 3047

Какой школьный предмет у Вас самый любимый?

Всего ответов: 1726
Архив новостей

Форма входа


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Баннеры информационно-образовательных ресурсов

Сайты школ Удомельского района Тверской области




Методическая копилка

Главная» Файлы» » Тесты, проверочные, контрольные работы

Диагностические диктанты по русскому языку в 5-11 классах
10.11.13
Подборка интересных текстов для диктантов найдена на сервере http://ruslita.ru/images/russki . Данный сайт представляет интересные материалы для уроков русского языка и литературы.

Диагностические диктанты
Обычно в первой половине сентября проводятся входные работы по русскому языку. Чаще всего это диктанты. Их тексты содержат те виды орфограмм и пунктограмм, которые изучались в прошлом учебном году. Основная цель диагностики — определить уровень остаточных умений и навыков обучающихся. До 8 класса тексты сопровождаются грамматическими заданиями. В 9-11 классах такие задания не предусмотрены, но по желанию учителя их можно ввести.
Пятые классы пишут по текстам итоговых диктантов, проведённых в начальной школе, поэтому данные тексты адресованы учащимся с 6 по 11 класс. Обратите внимание: количество текстов становится больше в 9-11 классах. Практически все диктанты объединены осенней темой, что удачно сочетается с временем их проведения.
Диагностический диктант для 6 класса
2013-2014 учебный год

Предзимье
Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы.4Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло3 к земле.
Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек.4
Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает3 снежок, словно свежий кочан капусты.
(92 слова.) (По Р. Панову.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: осенний, ломаются, вырубках (1вариант), вековые, налетает, снежок (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек. (1 вариант)
Голые стоят разноцветные осины и берёзы. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: прильнуло (1 вариант), похрустывает (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса
2013-2014 учебный год
Последние грибы

Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков.4 Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался3 к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась3 дождём.
Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.
Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков.4 Это и были последние грибы.
(92 слова.) (По М. Пришвину.)
Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: разлетелся, прогнал, листиков (1вариант), вырвались, поиграл, рыжиков (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. (1 вариант)
Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: разошлась (1 вариант), подобрался (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 6 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в разборе по составу
Ошибки в морфологическом разборе глагола
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения

Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год

Звенящая тишина

Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной.4 А воздух, молчащий3 до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком.4 Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.
«День, день...» — раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день...» — отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла.
Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса.
(123 слова.) (По Вл. Степанову.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
2. Синтаксический разбор предложения: А воздух, молчащий3 до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком. (1вариант). Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: молчащий (1 вариант), стёртые (2 вариант).
Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Симфония уходящего лета

Очень быстро летят последние дни уходящего3 лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся3 в стаи и готовящихся к отлёту.4 Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом.4 Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.
Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень! (125 слов.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
2. Синтаксический разбор предложения: На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. (1вариант).
Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: уходящего (1 вариант), собирающихся (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Лесные озёра

Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. И у каждого свой особый пейзаж.
Михайловское — это ширь и синий простор. Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных3 зарослями камыша.4 Рассказывают, здесь хорошо берёт щука и окунь. Самое красивое озеро — Дудинцы — привлекает полной уединенностью, смолистым настоем окружающих3 его сосновых боров, кувшинками вдоль крошечных островов.
Каждое озеро может рассказать о рыбацкой удаче, об ошеломительных восходах и закатах, о ночлегах в маленькой продымленной избушке, о тихой радости несуетного бытия.
Меж сонных берегов ползут рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносит в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко.4
(124 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: проходя, дремотных, продымленной (1 вариант), напитываясь, рыбацкой, заболоченным (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. (1вариант).
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: окантованных (1 вариант), окружающих (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 7 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Выписали не все местоимения
Неверно определили разряд местоимений
Ошибки в морфологическом разборе причастия
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения
Ошибки в разборе по составу

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год

Спутница

Не раз в дождливые сентябрьские дни наблюдал я серенькую птичку с красноватой грудкой и таким же горлышком. Она называется зарянкой и величиной не больше синички, с такими же тонкими лапками и клювиком. Отыскиваешь в частом мелколесье последние красноголовые подосиновики, и она около вертится. Остановишься посмотреть на неё, а птаха тоже тебя наблюдает, сидит в полутора-двух метрах и головку с одного бока на другой перекладывает.
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей3 орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел.4 Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых3 моими ногами, букашек.4
Вот оно, в чём дело! Погода хмурая, несколько раз дождь настраивался. Насекомые забились под травинки и палые листья. Я же хожу и тревожу их ногами, заставляю шевелиться и показывать себя. Вот у зарянки и получается приятное с полезным: букашек наловит да и любопытство своё птичье умерит.
(141 слово.) (По Н. Пашкову.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых моими ногами, букашек. (1вариант).
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: сбитых (1 вариант), зарастающей (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Осенние краски

Зачин осени без особых примет. Вроде бы те же несколько хмурые дни и краски всюду прежние. Но вглядитесь в зелёные дали. Горизонт будто отодвинут, кругом просторней, светлей стало. «Осень яснее лета», — тонко подмечено3 в народном календаре. Воздух прозрачней и чище, не носится теперь в нём цветочная пыльца. Вот и весь секрет хрустальных дней первоосенья.
А потом эти багровые и лиловые тона! И что интересно, сперва они проявляются на самом нижнем этаже леса. Взять, к примеру, листья костяники. Летом были зелёные-зелёные, а сейчас зарделись, словно налились густым румянцем. Даже спорыш раскраснелся, стелется на опушках живописным полотном, а на ощупь жёсткий, грубый. Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших3 папоротников, громоздятся кучками.4 Только срезать успевай! Летние виды грибов сходят. Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые.4 Осенний гриб крепок и нечервив.
(140 слов.) (По А. Стрижеву.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. (1вариант).
Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: подмечено (1 вариант), пожелтевших (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Путь к озеру

Было раннее солнечное утро, в зарослях слышались свист, щёлканье, перебранка просыпающихся3 птиц. Меж сонных берегов ползли рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносило в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко.4 Но солнце забиралось всё выше, вытаивая лёгкую изморозь. Туман понемногу растворялся. Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке.4
Легко представить себе путника, обессиленного, облепленного прожорливым комарьём, который долго бредёт по тайге, сбивая ноги, проваливаясь в зыбкие качающиеся мхи. Но душа его упрямо стремится вперёд, к долгожданному озеру. Сквозь расступившиеся заросли вдруг блеснёт лезвие голубой воды. А за ним откроется сияющее пространство, изрезанное3 белыми гребешками. Только тогда он почувствует, сколь велика душа у этого озера и какова сила его притяжения. Пейзаж без воды слеп и безжизнен. Сколько раз я убеждался в этом! Заглянул в озеро и словно выпрямился, взбодрился.
(142 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выписать наречия из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд по значению.
2. Синтаксический разбор предложения:
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. (1вариант).
Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: просыпающихся (1 вариант), изрезанное (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 8 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в определении служебных слов или наречий
Ошибки в морфологическом разборе причастия
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения

Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год
Горит костёр рябины красной

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев, бросает его на дороги, несёт в реки и лужи, словно стараясь смыть яркую весёлую краску. Холодно по утрам. Нет-нет да и покроется трава серебристой пылью. Правда, выдаются погожие и тёплые дни. И тогда кажется, будто снова вернулось лето. Но ненадолго. И вот снова мелкий холодный дождь, низкое свинцовое небо, прощальные крики перелётных птиц.
С каждым днём прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю роскошный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов.
Нарядна рябина с весны до осени. Весной светло-жёлтые, почти белые пушистые шапки цветов украшают это дерево с ажурной кроной. «Почему ажурной?» — вы спросите. Присмотритесь внимательнее. Ажурной делают её листья. Не правда ли, кажется, что кто-то набросил на рябину сплетённое кружево? Потом на рябине начнут поспевать ягоды, делаясь с каждым днем всё оранжевее и ярче. Пока наконец не вспыхнет рябиновый костёр.
(161 слово.) (По Т. Горовой.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год

Лавируя среди густого камыша, егерь правил «Ветерок» к узкому лесистому мысу. Он выключил мотор, и нос лодки мягко ткнулся в тину. Вдоль заболоченного берега росли молоденькие березы и осинки, заслонившие собой хмурую неприбранную тайгу. Стволы некоторых осин были изгрызены зайцами почти до основания.
Блаженная, дремотная теплынь пала на землю. Всё вокруг было величественно, просто и надёжно, а в тишине слышалось даже собственное сердце. Но вот где-то в чаще хрустнула ветка, испуганно вскрикнула сойка, и её голос передался другим обитателям леса. Долгим машинописным стуком отозвался дятел, прошуршала в хвое белка и тут же исчезла...
Тропинка, по которой мы шли, была устлана мелким валежником, окантована сочным малахитовым мхом. Душным облаком реял над нами хвойный настой, кружил голову запах опавших и уже перебродивших листьев. Под высохшими ветками елей краснела брусника, выглядывали подосиновики, волнушки, маслята. На ходу подбирая грибы, лесники очищали их от листьев и осторожно, чтобы не повредить шляпки, накалывали на острые ветки деревьев — примерно на высоте человеческого роста. Как проголодается белка зимой, будет, значит, у неё сушёное лакомство.
(167 слов.) (По О. Ларину.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год
Лесные пожары

Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!
Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.
Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?
Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря.
Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие.
(166 слов.) (По О. Ларину.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Рябина

Рябина — одно из любимых деревьев в народе. Недаром её величают рябинушкой. Не только на лесных опушках и в редколесье можно встретить это дерево. Сажают его возле домов, вдоль дорог.
Рябина обыкновенная — стройное дерево высотой до пятнадцати метров с гладкой серой корой. Растёт она по лесным опушкам, в редколесье, во втором ярусе лесов. Рябинушка неприхотлива к почвам и не боится морозов. Вот только свет очень уж любит. Обычно на вырубках среди молодой поросли можно встретить много рябинок. Но подрастут другие деревья, и не окажется среди них красавицы рябины. Мало света было ей, вот и погибла.
Плоды рябины, которые в народе зовут ягодами и яблочками, не только красивы, но и полезны. Они широко применяются в народной медицине. Плоды рябины — ценное витаминное сырье. В них особенно много яблочной и лимонной кислоты.
Рябина относится к семейству розоцветных. Род рябин объединяет различные виды деревьев или крупных кустарников, которые растут почти во всех лесах нашей страны. Обычно они не очень высоки, от десяти до двадцати пяти метров.
Различны по окраске и цветки рябины. Белые, светло-жёлтые или красноватые, они собраны в крупное соцветие. А к осени превратятся они в крупные гроздья ягод оранжево-красного, пурпурного, иногда синеватого цвета.
(190 слов.) (По Т. Горовой.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осенняя пора

В сентябре осень приходит в леса и лесостепи Русской равнины. Те места, что лежат южнее хвойной тайги, зовутся у нас средней полосой. В её природе нет пышности и яркости влажных тропиков или скудости и суровости пустынь. Она скромна и обаятельна, её краски мягки, запахи тонки.
Иногда сентябрь начинается здесь дождями. Они льют из низких туч — затяжные, монотонные. Вокруг тускло и скучно. В сентябре поутру полёгшие травы седеют от инея.
Но во второй половине месяца часто приходит пора, которую народ зовёт «бабьим летом». В «бабье лето» задремавшая было природа иногда пробуждается вновь. Снова зацветают малина, земляника, черёмуха, шиповник. Оживляются мухи и шмели, а плодовитые зайчихи, казалось бы вопреки законам природы, рожают малышей. Люди называют этих зайчат «листопадниками».
Время идёт. Кружит золотая лиственная метель. Птицы трогаются на юг. Очень высоко плывут косяки журавлей и гусей. Ласточки, зяблики, скворцы летят ниже — тучей.
Если в средней полосе осень длится три месяца, то в Сибири — полтора-два. Уже в августе приходит сюда осень, а в октябре ложится снег. Особенная осень в Якутии. Здесь три основные краски: лазурь неба, золото крон и красноватый цвет древесных стволов. Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме.
(190 слов.)
Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осень в Сибири

Сентябрь — осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.
Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце — августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.
Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.
На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.
Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.
Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство.
(190 слов.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Хрустальный холм

Серые сплошные облака обложили всё небо. Лес, тянущийся за речкой, казался совсем тёмным. Лишь кое-где сквозь сплошную черноту продёрнуты белые ниточки — стволы берёз.
Я подошла к хорошо знакомому холму и от неожиданности остановилась. Летом этот холм, пологим склоном сбегающий к речке, казался лохматым, заросшим высокими пушистыми растениями. Незатейливые цветы их собраны в метёлки. Их часто продёргивают между пальцами, загадывая, что получится: «петушок» или «курочка».
Сейчас, поздней осенью, метёлки, конечно, облетели. Но на пожелтевших стебельках вместо них сверкали хрустальные бусинки. Стебельки так и склонялись под их тяжестью. Казалось, подуй ветер, и раздастся нежный перезвон.
Может, это семена такие удивительные? Попробовала я сорвать растение, но бусинки тотчас осыпались. И остался у меня в руках по-осеннему голый стебелёк с растопыренными во все стороны тоненькими жёлтыми веточками.
Сорвала я ещё одно растение. Только теперь уже осторожно. И, как бывало летом с метёлками, продёрнула его между пальцами. Бусинки тотчас исчезли. А пальцы у меня стали мокрые. Бусинки-то из воды были. Это туман причудливо осел на стебельках.
Вот на какой хрустальный холм привелось мне набрести в это скучное, унылое утро. Оказывается, даже в такой безрадостный день вокруг нас множество удивительных, просто сказочных вещей.
(190 слов.) (По Е. Суровой.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Сентябрь

В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.
Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья — яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.
Сентябрь — умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.
Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину — изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.
В лесу самое интересное сентябрьское явление — начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.
Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов.
(202 слова.) (По А. Стрижеву.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Зверёк-барометр

Желтеет тайга, близится осень. В кедровых шишках созрел, налился маслом орех, до вишнёвого цвета зарумянилась брусника. То там, то здесь виднеются фиолетовые, оранжевые, серые сыроежки. Часто встречаются, словно вшитые в зелёный мох, багряные рыжики.
Набрав полное лукошко грибов, выхожу на вырубку. Облюбовал пенёк повыше, сел отдохнуть. Всюду тихо, дремотно, таинственно. Лес пламенеет в неугасимых огнях, как бы нарочно раскрашен в яркие, радужные краски. Вдруг сбоку шорох.
И откуда ни возьмись передо мной появляется забавный зверёк — бурундучишка.
Хвост у него длинный, ершистый, на спине пять продольных полосок. А выпуклые чёрные пуговички глаз обрамлены светлыми колечками, которые создают впечатление, будто зверёк бегает в очках.
Известно, что бурундук хлопотлив, любопытен и, как никто другой из дикого царства тайги, доверчив к человеку. Вот и теперь, проверив, чем наполнено лукошко, он как бы в недоумении поглядел на меня, вскочил на валежину. Круть-верть на одном месте. Замер столбиком, постоял, качнулся с боку на бок раз, другой и, словно сокрушаясь о чем-то, заплакал. Печально-тоскливые звуки, издаваемые зверьком, поразительно напоминали тихий жалобный плач. Казалось, что бурундучишка изливает мне своё не ведомое никому горе, с плачем жалуется на какого-то обидчика.
Если уж бурундук закричал в тайге, то обязательно жди ненастья. И, правда, к вечеру небо затянуло тучами, начался затяжной осенний дождь.
(203 слова.) (По П. Стефарову.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Лесной шум

Степной ветер беззвучно размахивает лёгкими, как паутинки, метёлками ковыля, пригибает к земле шелковистую сочную траву и стремительно несётся дальше. Но плотной стеной встречают его лесные полосы, выращенные на целине. Деревья дружно сплетают ветви, словно взявшись за руки, раскачивают укоризненно вершинами и гневно шипят каждым лепестком.
Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что леса шумят по-разному — каждый своим голосом.
Сосновый бор шумит тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом. Голос лиственного леса удивительно похож на шум горной речки с её журчанием, далёким звоном чуть слышных колокольчиков и множеством других звуков, слитых в общий хор. Молчаливей всех саксаульные леса пустынь, лишённые листьев и хвои. Они совсем не шумят даже на сильном ветру, а только слабо шелестят, совсем как зимние голые осины с промёрзшими на морозе ветвями, деревянными голосами, точно оправдывая значение этого слова.
Если кому приходилось ночевать рядом со снежными вершинами, среди красочных альпийских лугов, около зарослей полярных берёзок ростом всего до колен, тот помнит, как по ночам едва слышно шипит по-змеиному этот карликовый лес поднебесных вершин под порывами лёгкого бриза.
Хороши по-своему голоса всех деревьев. А для меня милее всех лесных разговоров шум соснового бора. Вероятно, это потому, что рядом с ним прошло всё моё детство.
(200 слов.) (По М. Звереву.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Игуана

Гигантская древесная ящерица — зелёная игуана — встречается по берегам многочисленных притоков Амазонки и в мангровых зарослях Гвианы и Бразилии. Особенно много игуан обитает на мелких островах Атлантического побережья.
Игуана при первом взгляде производит отталкивающее впечатление. Четырехгранная голова, сидящая на короткой толстой шее, разрисованная тёмными полосами зелёная спина, вдоль которой тянется неровный зубчатый гребень, уродливая, похожая на мешок, складка кожи, свисающая под грудью, и длинный, сжатый с боков хвост не делают игуану красавицей. Однако для индейцев игуана — прекрасная добыча. Мясо её считается деликатесом, а сваренные яйца, мягкие, как масло, — излюбленное лакомство.
Иногда индейцы охотятся на игуан с ружьём при помощи специально натасканных собак. Но ловля игуан при помощи петли привлекает больше и считается спортом.
Питаются игуаны растительной пищей, главным образом листьями и плодами деревьев. Большую часть жизни игуаны проводят на деревьях, хотя умеют прекрасно плавать и нырять. При приближении опасности звери прыгают в воду.
В сентябре самки игуан уходят в верховья рек, где откладывают яйца в прибрежном песке или дюнах. Каждая самка откладывает по пятнадцать-двадцать яиц. Иногда несколько самок откладывают яйца в одну ямку. Инкубатором служит солнце. Вылупившиеся детёныши остаются без всякого надзора и вырастают совершенно самостоятельно.
(200 слов.) (По Е. Линник.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Голоса деревьев

Осень хозяйничала в лесу. Листва деревьев от прикосновения её холодного дыхания окрасилась во все горячие цвета: лимонно-жёлтые, золотистые, багряные, оранжевые.
Я шёл по едва приметной тропинке, припорошенной опавшими листьями. Она петляла меж дубов-великанов. Вдруг я услышал звучный шлепок — к моим ногам подкатился толстый, пузатый жёлудь-крепыш. Я поднял его и положил на ладонь. Увесистый, дышащий силой кусочек плоти дерева-богатыря, он, как зеркало, отражал искорки неяркого осеннего солнца. Словно какой-то чудесный и искусный мастер отполировал его и любовно покрыл лаком. Но мастер, как видно, не остался доволен делом рук своих и смастерил ещё ладную клетчатую шляпку, кокетливо надев её ему набекрень.
В звенящей тишине леса, нарушаемой лишь перестуком дятла да попискиванием перелетающей с ветки на ветку птицы, сухой звук упавшего жёлудя напоминал ружейный выстрел. День и ночь в дубравах слышны эти звуки — жёлуди отважно падают с веток дубов, старых, кряжистых и мудрых.
Упавшие жёлуди ласково укроет снег, а весной, когда следы зимы растопят горячие солнечные лучи, они прорастут, упрямо взметнув к теплу и свету нежно-зелёные упругие листочки.

Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что деревья шумят по-разному, каждое из них разговаривает по-своему.
Вот на широкой улице степного села растут рядом пирамидальный тополь и берёза. Ветер уже начисто подмёл улицу, но всё ещё находит где-то в закоулках немного пыли и несёт её, как снежную позёмку, по асфальту шоссе. Берёза на свежем ветру из себя выходит, размахивая мягкими ветвями, как космами растрёпанных волос.
А рядом пирамидальный тополь, весь устремлённый вверх, едва пошевеливает толстыми ветвями, и чтобы вызвать его на большой разговор, нужен ветер во много раз сильнее. И только когда хочется повернуться и ветру спиной — тогда закачают вершинами гордые тополя и повернут свои листочки светлым низом кверху. Совсем не то, что разговорчивая берёза, готовая от любого ветерка размахивать ветвями и шуметь.
Ну, а про осину каждый знает, что это самое разговорчивое дерево в лесу. Её листья трепещут и лепечут себе под нос, когда ветер настолько мал, что ни один листик не шевелится у других солидных деревьев.
Хороши по-своему голоса всех деревьев. А для меня милее всех лесных разговоров шум соснового бора. Вероятно, это потому, что рядом с ним прошло всё моё детство.
(200 слов.) (По М. Звереву.)
Категория: Тесты, проверочные, контрольные работы| Добавил: SOS| Теги:
Просмотров: 75763 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 3.2/12
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск по сайту

             Календарь

А что у нас новенького?

[18.04.24]
Дополнения в Положение «Об организации дистанционного обучения в МБОУ УСОШ №1 им. А.С. Попова»(0)
[15.04.24]
Отчет о результатах самообследования МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова за 2023 год(0)
[29.03.24]
Изменения к Положению о порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в МБОУ УСОШ № 1 им. А.С.Попова»(0)
[29.03.24]
План работы МБОУ УСОШ № 1 им А.С. Попова на апрель 2024 года(0)
[24.08.23]
Памятка для родителей "О внедрении ФОП"(0)
[27.04.23]
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних(0)
[30.10.18]
Родителям о психологической безопасности детей и подростков(0)
[25.05.18]
Организация деятельности школьных служб примирения (Методические рекомендации)(0)
[18.02.18]
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». Окружающий мир, 1 класс. Программа «Школа России»(0)


Информационно-образовательные ресурсы
Конкурсы и рейтинги







© При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
     InternetUrok.ru  «Учитель». Всероссийский портал интерактивных проектов  Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста   Сайт  

МБОУ "Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Попова" © 20.04.24