Тема
урока: Площадь. Сравнение площадей фигур.
Тип урока: урок
открытия новых знаний.
1.
Познакомить с понятием «площадь».
2.
Учить сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую,
с использованием подсчёта квадратов.
3.
Закреплять умение решать
задачи изученных видов; закреплять знание таблицы умножения.
4.
Развивать умение работать в
парах и самостоятельно.
Планируемые предметные результаты освоения
материала:
·
учащиеся научатся сравнивать фигуры по площади
«на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта
квадратов;
·
решать задачи изученных видов;
·
пользоваться таблицей умножения и деления.
Универсальные учебные действия:
·
понимать учебную задачу урока и стремиться к её
выполнению;
·
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
·
актуализировать свои знания для проведения
простейших математических доказательств.
·
электронное приложение к учебнику;
·
геометрические фигуры (квадрат, круг,
прямоугольники), вырезанные из контрастной по цвету бумаги.
I.
Организационный
момент.
Устный
счет (сигнальные
блокноты, презентация слайды №№ 1-31).
III.
Самоопределение
к деятельности (презентация слайды №№ 33-36).
- Что вы
видите? (Площадь.)
-
Прочитайте значение слова «площадь».
- Какое
это слово? (Многозначное.)
- В
словаре Владимира Даля есть ещё одно значение слова «площадь». Прочитайте.
-
Сформулируйте тему урока.
- Прочитайте тему урока и сформулируйте задачи урока.
IV.
Совместное
открытие новых знаний (слайды №№ 37-42).
- Итак,
как же можно сравнить площади геометрических фигур?
1 способ
– на глаз (визуально).
-
Посмотрите на крышку парты, за которой сидите. Какую форму она имеет?
-
Положите перед собой учебник математики. А он какую форму имеет?
- Что вы
можете сказать о площадях этих прямоугольников?
- Как вы
определили, что площадь крышки парты больше? (На глаз.)
- Значит,
как можно сравнивать площади фигур?
2 способ
– наложение одной фигуры на другую.
-
Посмотрите, на доске я разместила 2 фигуры. Назовите их. (Квадрат и круг.)
-
Сравните их площади известным нам способом, т. е. «на глаз». (Дети приходят к выводу, что сравнить
трудно. Известный способ не годится.)
- Как же
можно по-другому сравнить площади фигур? (Если
дети не могут предложить способ наложения одной фигуры на другую, учитель
демонстрирует этот способ сам.)
- Сделайте вывод, как ещё можно сравнивать площади фигур.
3 способ
– использование мерок.
- У вас
на партах лежат геометрические фигуры. Назовите их. (Прямоугольники.)
-
Поработайте в парах. Сравните площади прямоугольников. (Дети должны прийти к заключению, что ни визуально, ни наложением
площади этих прямоугольников сравнить нельзя. Если они затрудняются в сравнении
площадей прямоугольников, учитель предлагает им «мерку» - небольшой квадрат.)
- Как с
помощью этого квадрата – «мерки» сравнить площади прямоугольников? (Надо
сосчитать, сколько таких «мерок» помещается в каждом прямоугольнике и сравнить
получившиеся числа.)
- Сосчитайте.
(Ученики считают и сравнивают.)
- Удобно
ли считать? (Не очень.)
-
Посмотрите, что сделала я. (Учитель
демонстрирует прямоугольники, расчерченные на квадраты одинакового размера.)
- Как
сравнить площади этих прямоугольников? (Сосчитать количество «мерок» в каждой
фигуре.)
- К
какому выводу вы пришли? (Площадь синего прямоугольника больше площади красного
прямоугольника.)
-
Сравните площади ещё двух прямоугольников. (Учитель
размещает на доске 2 одинаковых прямоугольника, но расчерченных на разные по
размеру квадраты.)
(Необходимо подвести детей к выводу, что
для сравнения площадей фигур надо пользоваться одинаковыми «мерками»).
V.
Применение
новых знаний на практике.
VI.
Закрепление
ранее изученного материала.
- №4 (с.
57) (1 ученик выполняет краткую запись на
доске, решение – самостоятельно с последующей проверкой).
Электронное приложение к учебнику №№1, 2.
-
Оцените свою работу на уроке. (Сигнальный
блокнот)
VIII.
Подведение
итогов урока.
- Чему
новому научились на уроке?
- Какие
способы сравнения площадей узнали?
Рабочая
тетрадь №№61-63 (с. 28).